|
Алла Иванилова
По статистике Международной организации труда (МОТ), каждые 15 секунд в мире от несчастного случая на работе или от профессионального заболевания гибнет один человек. В Казахстане за первое полугодие на рабочем месте погибли более ста человек. Чтобы хоть как-то снизить печальную статистику, госорганы разрабатывают концепцию системы охраны труда
Казахстанцы продолжают погибать и получать травмы на работе. Пик смертей и несчастных случаев на производстве пришелся на 2006 год. Тогда на рабочем месте погибли 470 человек. В последующие годы эта цифра существенно сократилась, но все равно недостаточно. “К сожалению, надо сказать, что несчастные случаи на производстве продолжают иметь место быть, хотя тенденция последних лет показывает снижение. Тем не менее в прошлом году на производстве зафиксировали более двух тысяч таких фактов, в этом году уже за первое полугодие - 1043 несчастных случая, из которых 127 были со смертельным исходом”, - констатировал недавно вице-министр труда и соцзащиты населения Биржан Нурымбетов.
Причем, как выяснила Генеральная прокуратура, далеко не все несчастные случаи на производстве придают огласке, многие из них скрывают. К примеру, в 2010 году и за шесть месяцев 2011 года уполномоченный орган зарегистрировал 3147 фактов производственного травматизма, тогда как выборочно прокурорские проверки выявили дополнительно 2538 таких фактов, в том числе 72 с летальным исходом.
Принятый в 2002 году в Казахстане Закон “О промышленной безопасности на опасных производственных объектах” предусматривает помимо прочего декларирование опасных производственных объектов, проведение обучения и проверку знаний правил безопасности у работников. Однако на деле все это выполняют формально. Основной причиной несчастных случаев на производстве, а это 90 процентов, является несоблюдение правил безопасности самим работником. Однако нередко и работодатели виновны в произошедших ЧП, поскольку не обеспечивают рабочих средствами индивидуальной защиты.
Сегодня на производстве с тяжелыми условиями труда работают около 360 тысяч человек. Самыми травмоопасными профессиями в Казахстане являются машинисты буровых установок, электросварщики, проходчики, взрывники, работающие на крупных промышленных гигантах. Вторую категорию занимают работники железнодорожных компаний, чья деятельность напрямую связана с получением производственных травм. Здесь в группе риска номер один находятся монтеры железнодорожных путей. Не менее травмоопасны профессии, связанные с тестированием и наладкой оборудования, а также работников строительной сферы.
Еще одна деятельность, связанная с риском, которая раньше никак не регулировалась, - промышленный альпинизм. Пару лет назад Генпрокуратура обратилась к премьер-министру с предложением лицензировать эту сферу. Отправной точкой для такой просьбы стал несчастный случай, произошедший в августе 2009 года, когда при обслуживании здания бизнес-центра “Есентай Тауэрс” в Алматы сорвались четыре промышленных альпиниста. Тогда в надзорном органе посчитали, что основной причиной трагедии стало отсутствие правовых актов, устанавливающих требования к безопасности и охране труда занятых в этой сфере лиц. Премьер поддержал предложение надзорного органа, и требования к безопасности работ на высоте методом промышленного альпинизма утвердили, также этот вид деятельности включили в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий.
В мировой практике одной из действенных мер защиты работника от несчастного случая на производстве является страхование его жизни. Поэтому иностранные компании щепетильно относятся к вопросам безопасности, и некоторые даже поощряют работников, соблюдающих правила “самосохранения”. Заботливое отношение к персоналу они объясняют просто: лучше потратить на это небольшую сумму, нежели выплачивать огромные компенсации в случае потери трудоспособности или гибели рабочего.
Человеческую жизнь во многих странах оценивают по-разному. Так, в Соединенных Штатах Америки еще в 1930-е годы решили, что если человек погибает на производстве, то ближайшим родственникам погибшего выплачивают шестикратное возмещение той зарплаты, которую погибший смог бы получить, продолжая работать вплоть до пенсии. И сегодня размер подобной компенсации в этой стране составляет в среднем три миллиона долларов, в Португалии и Испании - 400 тысяч долларов, в других европейских странах - до одного миллиона долларов. После утверждения подобных компенсаций средняя продолжительность человеческой жизни в названных странах выросла с 72 до 79 лет. Кроме того, введение понятия стоимости человеческой жизни повлияло на все сферы экономики, в том числе и на дорожно-транспортный комплекс: здесь стали по-иному проектировать дороги, выпускают автомобили только с подушками безопасности и т.п.
В Казахстане действует трехуровневая система социальной защиты пострадавшего работника. Это государственное базовое пособие по инвалидности и потере кормильца, социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования и страховые выплаты из компаний по страхованию жизни. Последние осуществляют возмещение утраченного заработка от одного года до пожизненного срока. Однако, как показывает практика, отечественные работодатели в большинстве своем по-прежнему предпочитают уклоняться от обязательств по страхованию своих работников от несчастных случаев, а работники, чаще по причине незнания собственных прав, не настаивают на этом.
Вполне возможно, что ситуация с охраной труда изменится к лучшему, когда в законодательство внесут понятие профессионального риска на производстве. Сегодня государственные органы совместно с социальными партнерами разрабатывают концепцию системы охраны труда. “Суть ее будет заключаться в том, что мы должны больше уделять внимание профилактике и предупреждению несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве”, - поясняют авторы.
Фактор профессионального риска должны исследовать и изучать работодатели. “Каждое рабочее место на производстве имеет свой уровень профессионального риска, который может приводить к профессиональным заболеваниям или же к несчастным случаям. На базе этих исследований работодатель должен выстраивать свою систему обеспечения охраны и безопасности труда, которая сегодня в принципе есть. То есть это должны быть предупредительные меры”, - пояснил вице-министр труда и соцзащиты населения Биржан Нурымбетов.
Астана |