Юлиана Жихорь
Плакатный стиль
Парламентарии приступили к активной фазе обсуждения проекта бюджета на следующую трехлетку. На этой неделе во время обсуждения документа больше всего вопросов было обращено к Минобразования и Агентству по делам спорта и физической культуры
Рабочая группа в мажилисе под председательством члена Комитета по финансам и бюджету
Сакена Жылкайдарова рассмотрела доходную часть бюджета и финансовые планы на год грядущий целого ряда министерств. И, увы, осталась недовольна.
Например, депутаты удивились, почему в доходную часть Минфин включил средства, которые “под вопросом”, - почти 200 миллиардов тенге. Вице-министр финансов Даулет Ергожин пояснил, что сегодня около 110 миллиардов, недоплаченных налогоплательщиками, “обсуждаются” в суде, еще на такую же сумму дела лежат в Налоговом комитете. Ергожин считает, что заявленные 200 миллиардов в доходной части - 100-процентно гарантированный доход.
Еще один доход - акцизы на табачную продукцию. В ходе заседания выяснилось, что действующими ныне акцизами, а также планами плавного их повышения на 25 процентов недовольны наши партнеры по Единому экономическому пространству и в ВОЗ.
Как сообщил Ергожин, на заседании рабочей группы в рамках ЕЭП Россия и Белоруссия рекомендовали правительству РК рассмотреть возможность интенсивного повышении ставок на табак. “На сегодняшний день наша табачная продукция, если сравнивать по цене и по акцизной ставке, ниже, чем в России и Белоруссии”, - сказал он. Добавив, что сегодня наши ставки и ниже стандартов, предусматриваемых ВОЗ.
Ергожин также сказал, что в случае консенсуса к 2020 году ставка акциза достигнет 45 евро на тысячу сигарет. Это означает значительное повышение цены сигаретной пачки: с сегодняшних средних 110-120 тенге до 500-600 тенге к 2020 году.
Больше всего претензий было у депутатов к Министерству образования и науки. Депутаты не смогли понять: зачем в бюджете МОН статья расходов на борьбу с наркоманией и наркобизнесом? Отчасти этому способствовала невнятность ответов представлявшего министерство ответсека Алии Галимовой.
Депутаты подсчитали - 7,728 миллиарда тенге на три года, по 2,5 миллиарда ежегодно. В стране 7690 школ, сотни техникумов и десятки вузов. В лучшем случае каждому из заведений достанется по паре десятков тысяч (еще есть откаты и просто воровство). “Что можно сделать на эти деньги?” - спрашивали они друг друга в кулуарах. И печально констатировали: “Только плакатик напечатать”.
Кстати, что касается школ, то депутатов волновал больной вопрос: когда в стране исчезнет трехсменка. Ответсек долго мялась, говорила о разных программах, о планах на светлое будущее. В конце же решила не испытывать судьбу: “Мы ответим вам в письменном виде”.
Ответсека депутаты спросили и о другом: как ведомство собирается мониторить и проверять казахстанцев на знание государственного языка. Ведь на эти цели выделяют ни много ни мало 1,3 миллиарда тенге. Розакул Халмударов резонно заметил, что сегодня ни в одном должностном квалификационном требовании знание госязыка не прописано.
Алия Галимова заявила, что средства заложены на тестирование выпускников (якобы КАЗТЕСТ разрабатывает тесты для ЕНТ) и для кандидатов на стипендию “Болашак”. Халмурадов опешил: “В ЕНТ не используется программа КАЗТЕСТ”. Оказалось, что “это средства, рассчитанные на сдачу знаний государственного языка...” поступающими в магистратуру.
Ответственный секретарь Агентства по делам спорта и физкультуры Алишер Пирметов сообщил депутатам также немало интересного. Так, выяснилось, что злополучный лыжный трамплин в городе Щучинске (в курорте Боровое) таки будет достроен - трамплин уже лет 5 стоит немым укором нашим властям. “Ситуация такая, - пояснил Пирметов. - Период реализации идет с 2005 года. Общая стоимость - 15 миллиардов тенге. До сегодняшнего дня профинансировали 8,3 миллиарда. На сегодняшний день оставшуюся сумму - 6 миллиардов - полностью поддержали, с тем чтобы в следующем году завершение мы полностью обеспечили”.
Но не только трамплин может быть памятником разгильдяйству, но и поддержка отечественных спортсменов. Депутаты поинтересовались, что делают для того, чтобы наши спортивные герои после завершения своей спортивной карьеры не сбежали в другие страны. “У вас есть какой-то фонд, каким образом вы будете стимулировать наших спортсменов? Потому что вы же сами понимаете - есть проблема перекупки спортсменов, которые достигают спортивных высот”, - поинтересовались мажилисмены.
Оказывается, с прошлого года из бюджета завершившим карьеру спортсменам “выплачивают материальные выплаты”. “Мы сегодня ставим вопрос об увеличении. Но и сейчас они есть, небольшие, но есть”, - сообщил Пирметов. А мажилисмены в кулуарах тут же проворчали: “Выплаты составляют 160 тысяч. Что на них можно сделать? На них невозможно убежать из Казахстана”.
Астана |