|
Наталия Цой
Каждый из нас знает, чем измерить математические величины, достаточно открыть учебник по математике. В основном это ведра, литры, яблоки или километры. Но оказывается, не у всех составителей задачников такой традиционный подход. В одном из них казахстанским школьникам предлагали рассчитать путь, по которому... привидение с кладбища приходило к Петру Петровичу
Естественно, управление образования Жамбылской области Казахстана не рекомендует использовать этот учебник по математике, составленный профессором Людмилой Глазыриной, тем более, что ранее родители школьников пожаловались в управление образования на то, что данное учебное пособие, выпущенное издательством “Келешек-2030”, предлагает детям задачи, не соответствующие их развитию.
Вот, например, одна из задач в стиле нуар, опубликованных в пособии: “Петру Петровичу каждую ночь является привидение. Ровно в полночь оно встает из могилы и бредет от кладбища к дому Петра Петровича со скоростью 5 км/час. 2 часа привидение жутко воет под окном Петра Петровича, а потом с той же скоростью бредет обратно. В 6 утра привидение ложится в свою могилу. Узнай расстояние от кладбища до дома Петра Петровича”.
В чем не откажешь автору, так это в креативности. Необычное условие задачи, безусловно, должно было возмутить консервативных педагогов, которые привыкли за свою долгую практику считать “елками”, “машинами”, “домами”. Хотя, с другой стороны, почему они решили, что такая задача не будет интересна нашим детям?
А может, наоборот, пора пускать в бой их любимых “мультяшных” и “киношных” персонажей, среди которых, кстати, привидения, вампиры и ведьмы занимают первое место. И может, тогда процесс познания нового не будет таким скучным, а более занимательным? Ведь если задуматься, какая разница, какую единицу измерения использует школьник, главное, чтобы логическая цепочка была соблюдена, а правила осели в головах детей.
Еще один пример, возмутивший серьезную общественность: “Мряка друсит пусики. На друську одного пусика Мряка тратит полдолгика. Сколько долгиков истратит Мряка на друську восьми пусиков?” На первый взгляд, полный бред. Но это только на первый. Вглядитесь, вам он ничего не напоминает? Если нет, то напомним, это не первый случай, когда создается искусственная фраза, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков.
Пример был предложен академиком Львом Щербой в 1925 году и использовался на вводных лекциях к курсу “Основы языкознания”. Широкую известность эта фраза приобрела после публикации научно-популярной книги Льва Успенского “Слово о словах”. Звучала она таким образом: “Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”. Лев Владимирович диктовал своим студентам именно эту загадочную фразу, о которой говорил, что грамматика в ней русская, а лексическое (смысловое) значение слов отсутствует. А затем предложил им разобрать это предложение по частям речи. Кстати, даже много позже некоторые преподаватели русского языка использовали язык глокой куздры, чтобы закреплять в учениках знание структуры языка. |