Алла Иванилова
Благодаря принимаемым чиновниками мерам, количество сайгаков в Казахстане выросло и сегодня составляет 90 процентов от мировой численности. Однако параллельно на черном рынке вырос и спрос на этих благородных животных
Как известно, в Казахстане обитают три популяции сайгаков - уральская, бетбакдалинская и устюртская. В 60-70-х годах прошлого века их численность достигала более миллиона особей. В 2003 году она снизилась до критического уровня - 21,2 тысячи. В связи с угрозой исчезновения этих редких животных правительство Казахстана выделило финансовые средства и приняло экстренные меры по их сохранению. В текущем году за счет увеличения финансирования для охраны сайгаков и редких копытных животных инспекторский состав увеличили на 80 человек, также создали дополнительные опорные пункты в Актюбинской, Костанайской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях, приобрели новые автомашины повышенной проходимости. Это дало результаты, и за последние годы численность сайгаков стабилизировалась. В настоящее время наблюдается динамика ежегодного прироста. Так, по сравнению с 2011 годом прирост составил 35 процентов, и сейчас общая численность этих животных - 137 тысяч особей. При этом основное поголовье сохранилось только у нас в стране. Сайгаки исчезли в Китае и Туркменистане. Около 5 тысяч мигрирует из Казахстана на сопредельную территорию Узбекистана и более десятка тысяч содержится в питомнике в Калмыкии. Другой подвид сайгака - около 3,5 тысячи особей - восстанавливается в Монголии.
В связи с увеличением численности и ареала обитания активизировалось и браконьерство. Власти делают все, чтобы уберечь этих животных от охотников. Даже создали специализированную организацию, занимающуюся их охраной в Казахстане. И хотя сайгаки не занесены в Красную книгу, тем не менее их отстрел приравнивается к убийству “краснокнижных” животных. Несмотря на ужесточение Уголовного кодекса по отношению к браконьерам (ввели норму по обязательной конфискации имущества, являющегося объектом преступных действий, орудием или средством совершения преступления при незаконной охоте. Аналогичные поправки внесли и в Кодекс об административных правонарушениях), “черные охотники”, для которых особую ценность представляют не сами сайгаки, а их рога, находят способы. Так, за 2011 год и 8 месяцев текущего года зафиксировали 50 таких фактов, при этом возбудили 34 уголовных дела.
Выявить факт незаконной охоты не так-то просто, как и доказать скупку и сбыт рогов, которые используют в традиционной медицине Китая. Чтобы уличить продавцов такого товара, нужно установить место обитания и убийства животного, а также узнать, где спилили рога. Зачастую продавцы, на которых выходят полицейские, говорят, что они нашли рога, и в большинстве случаев уголовные дела не возбуждают. По этой причине незаконный бизнес процветает.
Чиновникам остается призывать охотников к милосердию. В профилактических целях практикуют проведение агитационно-пропагандистских мероприятий под девизом “Ел болып киiктi саћтайыћ!”, когда специальные бригады выезжают в населенные пункты, расположенные в местах обитания сайгаков и на путях их миграции. Продолжают работы по размещению тематических билбордов.
Кроме браконьерства фактором риска для сайгаков являются болезни. Так, за 2010-2012 годы зафиксировали три массовых падежа, в результате которых погибло около 14 тысяч животных. Чтобы изучить проблему, Комитетом лесного и охотничьего хозяйства Минсельхоза совместно с Научно-исследовательским институтом проблем биологической безопасности Комитета науки Минобразования реализуется специальная научно-техническая программа, по завершению которой разработают рекомендации для предотвращения гибели животных от болезней и конкретные меры.
Астана |