Юлиана Жихорь
Почти полторы тысячи казахстанцев погибли в этом году на дорогах страны. Количество ДТП растет в геометрической прогрессии - за семь месяцев нынешнего года аварий на четверть больше, чем за январь - август года прошлого. И почти все они - результат невнимательности водителей
Потребовалось несколько страшных аварий и десятки человеческих жизней, чтобы правящая партия собралась на общественные слушания по одному из самых актуальных вопросов для казахстанцев. Проблемы безопасности дорожного движения нуротановцы обсудили в компании с представителями МВД, МЧС, Минтранскома, труда и соцзащиты, заместителей акимов областей и городов (в режиме видеоконференции) и некоторыми “дорожными” общественными объединениями.
Вопросов на повестке дня традиционно было два: кто виноват и что делать.
Виновных нашли достаточно быстро: виноваты, с одной стороны, водители, которые, как заявил представитель МВД, характеризуются “низкой транспортной дисциплиной”. “Высокий уровень аварийности по вине водителей сегодня стал по существу главным фактором, определяющим в целом положение безопасности движения на дорогах. Ошибки водителей при выборе скорости движения являются причиной возникновения каждого четвертого ДТП, в котором гибнет каждый третий и получает ранения каждый пятый пострадавший”, - прокомментировал заместитель министра внутренних дел Амантай Куренбеков.
Впрочем, вина водителей лишь частичная. Власти, которые не торопятся приводить отечественное автополотно под стандарты современных реалий, виноваты не меньше. За последнее десятилетие численность автопарка увеличилась более чем в 2,5 раза, а количество новых, более широких дорог в стране можно по пальцам перечесть. Единственный на сегодняшний день автобан Астана - Боровое, как заявляют полицейские, можно почти не патрулировать: число ДТП там после ввода обновленной 6-полосной трассы уменьшилось на 63 процента, число погибших сократилось на 80 процентов.
Пользователи остальных дорог страны о подобных автобанах могут только мечтать. Равно как и об элементарном ремонте магистралей. Пешеходам тоже есть о чем помечтать: об оборудованных переходах через дороги. В Казахстане на всю страну всего 110 разноуровневых пешеходных переходов: 25 - надземных и 85 - подземных. Да и традиционные - регулируемые и нерегулируемые - присутствуют не везде. В результате треть погибших в этом году на дорогах - пешеходы.
Ответ на второй вопрос - что делать - участники общественных слушателей сформулировали в виде списка из 16 рекомендаций республиканским и местным властям. В список включили как проверку соблюдения госорганами и транспортными организациями Закона “О безопасности дорожного движения”, так и качество подготовки водителей в автошколах. Кстати, налоговикам предложили выдавать патент на деятельность по перевозке пассажиров только при наличии у перевозчика лицензии на перевозку пассажиров автобусами и микроавтобусами на внутриобластные, междугородние, межобластные и международные перевозки. А Минфину - давать регионам побольше денег на обеспечение дорожного движения.
Отдельной строкой в рекомендациях выведена “дорога смерти” - трасса Астана - Алматы. “В наиболее опасных участках автомобильной дороги Астана - Караганда - Балхаш - Алматы обеспечить контроль со стороны совместных передвижных автопатрулей”, - говорится в рекомендациях. Пока это единственное, что может хоть как-то снизить риск ДТП на этой самой перегруженной в стране трассе.
Ну и наконец участники встречи решили, что стране необходимы поправки в законодательство о дорожном движении. Их поручили разработать экспертной группе под руководством мажилисмена Виктора Рогалева.
Астана |