|
В соответствии с Законом “О государственной службе” в стране периодически проводят аттестационную работу во всех государственных, в том числе и в правоохранительных органах. Однако весной глава государства поручил провести внеочередную аттестацию правоохранительных органов. Как проходит аттестация? Что она даст стране и обществу? По поводу этих и других вопросов мы беседуем с опытным юристом, долгие годы проработавшим в правоохранительной системе страны, председателем Военного суда Алматинского гарнизона Мухамеджаном Пакирдиновым
- Следует признать, что в настоящее время значительная часть общества недовольна состоянием работы правоохранительных органов. Остаются нераскрытыми тяжкие и особо тяжкие преступления, и, соответственно, не привлеченными к уголовной ответственности лица, их совершившие. В ходе дознания и предварительного следствия грубо нарушаются права участников уголовного процесса. Имеют место укрытия преступлений от учета, что зачастую преследует цель приукрашивания результатов деятельности того или иного правоохранительного органа.
Особое возмущение населения вызывает коррупция в правоохранительных органах, которые сами призваны бороться с преступностью и коррупцией. В результате уровень доверия граждан к правоохранительным органам сегодня является низким.
Все это, в конечном счете, дискредитирует имидж государства, и большая вина за сложившееся положение ложится на правоохранительные органы. В сложившихся условиях 8 апреля 2012 года главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым принято решение о проведении внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов страны, на которых лежит главная обязанность по сохранению общественного порядка и борьбе с преступностью.
Указ ставит целью качественное кадровое обновление и очищение органов от некомпетентных сотрудников с низкими моральными качествами и коррупционным поведением. Казахстанское общество, особенно простые его граждане, партии, общественные объединения, представители малого и среднего бизнеса, поддерживает решение президента и связывает с ним большие надежды. В то же время следует признать, что немалая часть работников правоохранительных органов не испытывает восторга от предстоящей аттестации...
- А, позвольте спросить, почему?
- Во-первых, аттестация сродни экзаменам, а кто их любит? Ее ждешь постоянно, а она все равно приходит неожиданно. Хотя о необходимости аттестации сотрудников правоохранительных органов президент говорил в январском Послании народу Казахстана. В данном случае параметры требований, предъявляемых к аттестуемым, довольно высоки.
Количество вопросов при тестировании на знание законодательства колебалось от 1 тысячи до 2. Впервые наряду с тестированием принимаются нормативы по физической подготовке, собеседования у психолога. Поговаривали о необходимости повсеместного применения при аттестации детектора лжи.
Во-вторых, по результатам аттестации будут принимать судьбоносные для сотрудников органов решения о соответствии занимаемой должности, понижении в должности, использовании сотрудника на другой должности.
- Мухамеджан Ахмедияевич, почему, на Ваш взгляд, правоохранительная система не справляется со своими обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с коррупцией, что в итоге привело к личному вмешательству главы государства? Может быть, действующая правовая база не позволяет силовым органам успешно выполнять свои функции?
- Сложный вопрос, на который трудно однозначно ответить. В стране имеется необходимая нормативно-правовая база для успешного функционирования правоохранительных органов. Достаточно назвать законы “О борьбе с коррупцией”, “О правоохранительных органах”, указы президента “Об усилении борьбы с преступностью и коррупцией”, “О государственной службе”, “Кодекс чести государственных служащих” и др.
Практически все правоохранительные органы имеют свои отраслевые законы, регулирующие организационные, функциональные, кадровые и социальные вопросы. При этом процесс совершенствования законодательной базы продолжается. Спрашивается, в чем же дело?
В последние годы снизили требовательность к качеству подготовки кадров правоохранительных органов в стенах учебных заведений. Нередко обучение студентов на платной основе стало символизироваться купленным дипломом. В формировании образцового сотрудника большую роль играют трудовые коллективы и особенно руководители правоохранительных органов. На сегодня, как мне кажется, в правоохранительной и судебной системах не уделяют должного внимания морально-психологическому состоянию сотрудников коллектива, пропагандированию и поощрению работников, заслуживших имидж честных и неподкупных сотрудников. Остаются нерешенными отдельные вопросы социальных гарантий деятельности сотрудников.
Получилось так, что стяжательство, чванство и карьеризм стали обычным явлением в правоохранительной и судебной среде. Низким является авторитет руководителей, и эта ситуация практически не анализируется. Вместо этого разрабатываются все новые и новые критерии оценки эффективности деятельности госслужащих, которые являются неустойчивыми и многократно пересматриваются.
Например, согласно последним данным, уровень преступности в стране за 6 месяцев текущего года увеличился на 70 процентов, в том числе тяжкие преступления возросли почти на треть. Казалось бы, катастрофа, но это лишь отражает действительное положение вещей и в то же время является следствием установки нового руководства МВД на поголовную регистрацию преступных посягательств.
Данный пример свидетельствует о том, что ранее в системе МВД действовали другие критерии оценки деятельности нижестоящих ведомств, а именно - увеличение уровня преступности в том или ином регионе считалось признаком неблагополучного положения в работе органов внутренних дел, за которым неизбежно следовали организационно-кадровые выводы.
- Не превратится ли внеочередная аттестация в очередную кампанейщину? Среди рядовых сотрудников правоохранительных органов витают опасения, что аттестация развяжет руку начальникам для избавления от неугодных им сотрудников и преследует цель резкого сокращения сотрудников.
- Что касается сокращения сотрудников правоохранительных органов, то в указе главы государства об этом речи нет. Последнее сокращение госслужащих, как известно, состоялось осенью 2010 года. Конечно, процедура аттестации позволит освободить профессионально неподготовленных сотрудников от занимаемой должности либо использовать их на другом участке, в том числе и с понижением.
Что касается опасений в предвзятости аттестационных комиссий, влияния на них руководителей ведомственных подразделений, то они, несомненно, имеют место. Процедура аттестации оказалась многим не по силам. Обязательность сдачи физических и боевых нормативов для сотрудников, не занимающихся оперативно-розыскной работой, представляется излишней и влечет нарекания со стороны аттестуемых.
Думается, что включение в аттестационные комиссии ветеранов, представителей общественных объединений, средств массовой информации будет способствовать объективной их работе. В целях обеспечения законности и прозрачности хода аттестации на сайте президента страны открыта рубрика “Внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов”, куда граждане могут обратиться со сведениями о фактах нарушения порядка проведения аттестации, а также совершения коррупционных и иных правонарушений аттестуемыми лицами.
О недопустимости кампанейщины при проведении важного государственного мероприятия предостерег на страницах печати руководитель Администрации президента РК А. Мусин. Ход внеочередной аттестации широко освещают средства массовой информации.
- Приходится слышать мнения, что нужно было подвергнуть процедуре аттестации судей всех уровней республики, что представляется обоснованным на фоне тех недостатков, которые имеются в судебной системе. Ваше отношение к проведению аттестации судей?
- Решение о проведении внеочередной аттестации принял президент страны, в указе которого судьи не значатся. В правовом смысле судьи и судебная система не относятся к правоохранительным органам, так как задачей судей является отправление правосудия, а не борьба с преступностью. Полагаю, что исключение судей из числа госслужащих, подлежащих аттестации, является свидетельством уважения к судебной системе как одной из ветвей государственной власти, а также выражением надежды на то, что судебная система в состоянии сама принять необходимые меры по устранению нарушений законности и усилению дисциплины в своих рядах.
Нельзя отрицать, что отдельными судьями допускаются нарушения законности и кодекса судейской этики как на службе, так и вне ее. На сегодня работа судей является открытой и прозрачной, а их судебные акты - публичными. Поэтому любое незаконное решение судьи и его неэтичное поведение в быту быстро становятся достоянием общественности. И это правильно. Вместе с этим следует помнить, что судебная система является частью нашего общества и, как в зеркале, отображает ее проблемы. Полагаю, что сегодня нет нужды в аттестации судей, поскольку Верховный суд принимает необходимые меры по соблюдению законности и усилению дисциплины в судейской среде.
Проводимый Верховным судом постоянный мониторинг деятельности судей фактически является аналогом аттестации сотрудников правоохранительных органов. Уверен, что правоохранительные и судебные органы во взаимодействии со всеми государственными органами, партиями, общественными объединениями, НПО, средствами массовой информации в состоянии принять меры по повышению уровня доверия к своей деятельности. Ожидаемый эффект от внеочередной аттестации должен отвечать чаяниям общества. |