|
Алла Иванилова
Принято считать, что по уровню доходов торговля людьми находится на третьем месте после торговли оружием и наркотиками. Этот бизнес процветает не только где-то за рубежом, но и в нашей стране, причем с присущими национальными особенностями
Торговля людьми в настоящее время приобрела глобальные масштабы и стала составной частью так называемой транснациональной преступности. Прибыль преступных синдикатов в этой области, по разным оценкам, достигает от 8 до 10 миллиардов долларов в год. Хотя реально оценить объемы современной работорговли крайне сложно, в первую очередь, в силу того, что она имеет скрытый характер, различные механизмы и множество форм. Однако, по мнению экспертов в этой области, преступные организации в середине 90-х годов прошлого века продавали до одного миллиона людей из бедных стран в более богатые, теперь же ежегодно от 700 тысяч до 5 миллионов человек становятся “живым товаром”. По данным Организации Объединенных Наций, около 12 миллионов человек все еще живут в условиях рабства. Среди жертв работорговли есть женщины, мужчины и дети. В процентном соотношении самую многочисленную категорию жертв составляют женщины и дети, которые подвергаются не только сексуальной эксплуатации, но и рабскому труду в сельском хозяйстве.
Географическое расположение Казахстана делает нашу республику удобной территорией для транзита жертв торговли людьми. Безвизовый режим с соседними государствами, за исключением Туркменистана, облегчает передвижение больших потоков мигрантов.
В 2002 году в Казахстане запустили программу Международной организации по миграции (МОМ) по борьбе с торговлей людьми. С 2004 года и по 1 сентября 2012 года 858 жертв работорговли получили реабилитационную помощь в рамках совместной работы МОМ и местных НПО.
Основными странами назначения для казахстанцев, ставших жертвами торговли людьми за границей, по сей день остаются Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Россия. Зачастую оттуда вызволяют из плена молодых девушек от 18 до 25, которых заставляли заниматься проституцией.
Эксперты международной организации по миграции констатируют, что в последние годы наметилась тенденция, когда казахстанцев не вывозят за рубеж, а продают внутри страны, что объясняется безработицей и увеличением миграционных потоков из сельских регионов в крупные города. Так, из выявленных за восемь лет 858 жертв работорговли 763 человека попали в плен на территории Казахстана, причем большинство из них - сами же казахстанцы. Города, в которых развит “рабовладельческий строй”, - Астана, Алматы, южные и западные регионы.
Более высокий уровень экономического развития страны по сравнению с другими государствами Центральной Азии с каждым годом привлекает сюда все больше людей в поисках работы, а это, в свою очередь, расширяет поле деятельности преступных сообществ. В результате граждане соседних республик - прежде всего Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана - становятся жертвами торговли людьми в Казахстане. Известны случаи их эксплуатации на табачных плантациях, в сельском хозяйстве, строительстве или в сфере интим-услуг.
Следует понимать, что официальные данные отражают только “верхушку айсберга”. Большинство жертв, вывозимых за рубеж, не обращаются за помощью в органы правопорядка из-за страха возможного наказания или просто потому, что не имеют возможности сделать это.
Проблема работорговли в республике обусловлена прежде всего причинами социального и экономического характера. Безработица, низкая заработная плата, отсутствие возможности самореализации и другие негативные факторы используются криминальными структурами для вербовки людей. Кроме того, по словам начальника Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Ерлана Омарбекова, “основными факторами, способствующими попаданию лиц в данную ситуацию, являются правовая неграмотность населения, неосведомленность и халатность”.
Однако, по мнению представителей неправительственных организаций, в стране “хромает” правоприменительная практика, что признают и в МВД. “Преступления, связанные с торговлей людьми, носят латентный характер, что затрудняет их выявление. Зачастую оно скрывается за другими, менее опасными видами деяний, такими как занятие проституцией и нелегальная миграция”, - отмечает Омарбеков. При этом в преступных группах, специализирующихся на этом, четко распределены все роли - продавца, покупателя, вербовщика, охранника, эксплуататора и т.д. Нередко в этом принимают участие женщины, несовершеннолетние, в том числе и бывшие жертвы.
Принимая во внимание растущие масштабы угрозы, в Казахстане реализуют конкретные меры по противодействию торговле людьми. В текущем году МВД разработало законопроект “О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты в сфере противодействия торговле людьми”. В частности, он решает вопрос предоставления жертвам торговли людьми для защиты их прав на стадии уголовного преследования и рассмотрения дела в суде бесплатной юридической помощи адвокатов. В настоящее время документ находится на стадии согласования с госорганами.
В то же время действия государственных властей не всегда носят завершенный характер. Так, до сих пор не решены вопросы реабилитации жертв. Сегодня этим занимаются разве что неправительственные и международные организации.
Астана |