Константин Маскаев
Суд, которому предстоит разбираться с обвинением в адрес экс-министра внутренних дел Казахстана, экс-председателя Комитета таможенного контроля, бывшего сотрудника Администрации президента республики, а также бывшего заместителя председателя Госагентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Серика Баймаганбетова, принял решение не пускать на заседание прессу. Во всяком случае, пока
По завершении следствия дело передали в межрайонный специализированный суд по уголовным делам Астаны. Баймаганбетова, занимавшего пост председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, задержали в начале февраля и обвиняют в получении взятки в особо крупном размере и злоупотреблении должностными полномочиями.
В финполиции, которая занималась расследованием ряда дел в отношении таможенников, утверждают, что экс-глава КТК получил часть взятки, общая сумма которой составила 80 тысяч долларов. Деньги якобы передали Баймаганбетову за назначение на должность замначальника одного из областных департаментов таможенного контроля и общее его покровительство. Следствие также обвиняет Баймаганбетова в злоупотреблении должностными полномочиями “путем дачи незаконных указаний о принятии на работу в органы таможенного контроля лиц, которые фактически не исполняли своих функциональных обязанностей”.
И вот предварительное заседание межрайонного специализированного суда Астаны по данному делу пройдет без участия средств массовой информации. Дату заседания суда по Баймаганбетову еще не назначили.
Чиновники высшего эшелона власти, оказавшиеся на скамье подсудимых, в последнее время уже не редкость и не исключительный случай. Одно из таких громких дел последнего периода - суд над бывшим министром здравоохранения Жаксылыком Доскалиевым. Его тоже обвиняли в злоупотреблении должностными полномочиями. Но самой суровой статьей обвинения следует рассматривать здесь хищение государственных средств.
В августе 2011 года бывшего министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева приговорили к семи годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима.
Правда, как позже стало известно, “звонок на выход” прозвучал для Доскалиева гораздо раньше срока, назначенного судом прежде.
Во-первых, экс-министр написал президенту ходатайство о помиловании. Глава государства эту просьбу удовлетворил. Срок сократили до двух лет. Но и этот срок Доскалиеву сидеть не очень хотелось, и он обратился в суд Астаны с ходатайством об УДО - условно-досрочном освобождении.
Поскольку это ходатайство никто не обжаловал, оно вступило в законную силу. И 16 марта 2012 года Доскалиев на законных основаниях оказался на свободе. А неделю назад стало известно, что экс-министр приступил к работе в Национальном научном медицинском центре, о чем рассказал генеральный директор центра Абай Байгенжин.
В полном соответствии с врачебной специальностью Жаксылык Доскалиев встал к операционному столу. И провел две сложные операции на брюшной полости, которые прошли успешно. Доскалиеву определили должность главного научного сотрудника и отдали под его начало центр трансплантации органов. Трудится человек другим во благо. И это, пожалуй, один из немногих случаев, когда пойманного за руку крупного руководителя осудили, а не вывели на время из публичной сферы и не назначили позже на другую руководящую работу.
Впрочем, преступления казахстанских чиновников судебная система чаще всего не склонна относить к тяжким. И если человека по каким-то причинам все-таки не выпустили из страны вместе с активами, на первых порах все выглядит весьма сурово и непреклонно. Даются юридические и политические оценки происходящему, состав преступлений выглядит достаточно убедительно. С такими аргументами, посылают обществу сигнал, расхититель и взяточник не скоро увидит свободу. А уж руководящую должность сможет занять и того позже! Но либо время для разных категорий граждан течет по-разному, либо “исправление” в этой среде наступает значительно раньше.
Добавьте к этому регулярные амнистии, которые подчас уже на стадии предварительного следствия позволяют преступникам избегать наказаний. Речь идет и о запустивших руку в бюджет, и о совершивших ДТП со смертельным исходом. Известный резонансный случай, когда офицер полиции совершил наезд на подростка, находясь в нетрезвом состоянии. Ребенок погиб. И ведь мало кто верил в справедливое наказание. Как в воду глядели: ускользнул по амнистии, должность сохранил.
Создается впечатление, что амнистия в Казахстане лоббируются самими сидельцами, которые подкрепляют ее какими-то вескими аргументами. Так что чиновники охотно откликаются на эту идею. И бонус отрабатывают, и свою “скамейку штрафников” в обиду не дают. И все по закону. |