Анна Шелепова
На фармацевтическом рынке Казахстана накопилось много проблем. Лекарства стоят дорого, в зависимости от регионов цены разнятся очень сильно.
Заметна низкая эффективность государственных средств, затрачиваемых на приобретение лекарств: закупается большое количество одного наименования, анализ эффективности не проводится, качество жизни пациентов падает, заболеваемость не снижается...
Для того чтобы разрешить эти проблемы, фонд “Казына” внес предложение, согласно которому созданием единой дистрибьюторской сети в сфере лекарственного обеспечения займется малайзийская компания. Она построит 16 складов для хранения медикаментов. Строительство логистических центров будет осуществляться по договору концессии. Работа таких складов, по мнению представителей фонда, позволит в течение суток доставлять лекарства по всей республике.
Фармацевтическая общественность страны считает этот проект откровенно коммерческим и потому обратилась к правительству с альтернативным предложением
Здоровое население - одна из главных задач в обеспечении национальной безопасности государства. Но чтобы ее решить, необходимо, как минимум, наличие системы здравоохранения и актуального лекарственного обеспечения. Пока нет ни того, ни другого. Речь идет о производстве медицинских препаратов на базе отечественных фармацевтических предприятий. Именно казахстанская промышленность должна быть главным источником лекарственного обеспечения страны. Но на деле фармпроизводство республики, которое имеет огромный потенциал, не работает. Доля отечественного производства лекарств ничтожно мала, чувствуется низкий уровень конкурентоспособности отечественных лекарственных средств.
Среди проблем фармацевтического рынка республики - низкий уровень информатизации отрасли, отсутствие баз данных по больным и потребности в лекарственных средствах. Это является причиной неэффективного планирования закупок и появления излишков и недостачи лекарственных средств.
В стране нет ни одного органа, который бы занимался фармнадзором. Нет системы сбора информации о побочных реакциях и эффективности лекарственных средств, и принятия административных решений в случаях выявления опасных реакций или недостаточной эффективности лекарств.
Вячеслав Локшин, президент Ассоциации представительств фармацевтических фирм в РК, доктор медицинских наук говорит еще об одной проблеме: “Мы часто сталкиваемся с нерациональным применением лекарств вследствие низкого уровня знаний у медицинских работников клинической фармакологии, широким распространением полипрагмазии (одновременное назначение большого количества лекарств), ростом количества побочных эффектов от применения лекарственных средств.
Проблема в том, что у нас нет органа, который бы регулировал цены на лекарства, как это происходит в развитых странах. К примеру, во Франции распространяется справочник, в котором указаны наименования и цены на препараты. Все последующие годы страна работает на снижение этих цен”.
Своим мнением делится исполнительный директор Ассоциации дистрибьюторов фармакологической продукции РК Наталья Гунько: “Проект фонда “Казына” предусматривает строительство 16 современных складов на всей территории РК и сертификацию на соответствие мировым стандартам.
Но на сегодняшний день помещений в Казахстане уже достаточно. Другое дело - довести их состояние до международного стандарта. Стоимость проекта составляет 140 миллионов долларов, мы считаем, что тратить их именно на строительство складов - неоптимальный вариант для нашей страны”.
Комментирует президент Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности в Казахстане Зурият Сыбанкулова: “Проект фонда - это не борьба за здоровье, а борьба за рынок. Его реализация не позволит решить в полной мере накопившиеся проблемы лекарственного обеспечения. Этот проект очень дорогостоящий. Если государство закупает медикаменты на 300 миллионов долларов для лечебных учреждений, то 10-15 процентов получает концессионер, это около 45 миллионов долларов в год. За 10 лет концессионер получит 400 миллионов, но затрачивает он гораздо меньше на этот проект, около 100 миллионов. Мы считаем, что это чисто коммерческий проект”.
По мнению экспертов, проект, предлагаемый фондом “Казына”, создает монополию. А монополия, в свою очередь, может привести только к удорожанию цен на препараты. Кроме того, авторы проекта предлагают проводить тендер по закупкам лекарств раз в три года. Но они почему-то не учитывают, что за три года меняется и население, и болезни, и купленные лекарства станут не актуальны. |