|
Парламентский альбом
Юлиана Жихорь
Проблема воспитательно-образовательного процесса стала главной темой депутатских запросов этой недели. Думали не только о детях, но и о стариках
Валерий Доскалов, сообщив, что вопреки обещаниям министра образования ситуация с ошибочным ЕНТ продолжает оставаться напряженной, предложил свой выход из положения. “Всем отличникам Казахстана, - говорится в его обращении к премьер-министру, - которые заканчивают школу, дать возможность получить заслуженные аттестаты с отличием и медали путем организации акции +1, как сделано в России. Акция + 1 позволит всем остальным школьникам улучшить балл аттестата, который повлияет на поступление в вуз. Акция + 1 поможет поддержать и отличников из сельских школ, которые также пострадали и не знают, как отстаивать свои права. Для них возможность поступить в университеты на гранты наиболее важна”.
Если это предложение Минобразования может и не поддержать, то на следующее обратить внимание просто обязано: “Создать независимую комиссию, включающую в себя наряду с экспертами по качеству содержания тестов экспертов по правам человека, врачей-психологов, учителей-практиков в целях исследования проблемы ЕНТ и выработки мер о кардинальном усовершенствовании всей системы”.
Тем временем Майра Айсина решила заострить внимание Карима Масимова на кандидатах в “средний класс” - учащихся профтехучилищ. “Зная, в каком удручающем, плачевном состоянии находятся сегодня в целом вопросы подготовки кадров технического, обслуживающего труда, призванной, как мы говорим, стать основой для формирования среднего класса”, депутат попросила сохранить для профессиональных лицеев статус государственных учреждений.
“Переведя их в государственные предприятия, а значит, с бюджета содержания на бюджет развития, мы потеряем даже те профессиональные школы, которые имеем сегодня”, - считает мажилисмен. По ее словам, колледжи, которые сегодня являются госпредприятиями, держатся на плаву только за счет платных профессиональных услуг, “чего не могут позволить себе профессиональные лицеи, как вы знаете, из-за соответствующего контингента учащихся”. Заодно депутат пролоббировала интересы меценатов, попросив внести изменения в Налоговый кодекс и увеличить вычеты по спонсорским затратам до 8 процентов. “Сегодня финансирование предприятиями создания материально-технической базы или безвозмездная передача имущества и так далее могут осуществляться только за счет чистой прибыли”, - обосновала она.
Закончив с запросами, депутаты занялись понятиями. Мажилис и сенат не могут прийти к общему мнению: надо ли прописывать в Закон “О туристской деятельности”, что гид-переводчик должен знать иностранный язык, или не надо. Мажилисмены, по большей части, против, сенат - за. Нуртай Сабильянов считает, что “сама формулировка “профессионально подготовленное физическое лицо” уже предполагает знание языка и тех или иных специальных знаний”. Жаксылык Доскалиев добавляет, что гид-переводчик уже означает знание иностранных языков.
Бекен Алимженов, правда, сообщил, что законодательно закрепленная обязанность знания иностранного языка - норма ВТО. А вице-министр туризма и спорта Каирбек Ускенбаев добавил: “Если он не будет свободно владеть иностранным языком, он так переведет нашу историю иностранцам, что мы завтра будем отмываться”.
На что Тито Сыздыков заметил, что понятие “иностранный язык” - размытое, съязвив, что “иностранных языков много: английский, немецкий, испанский, узбекский... Это надо быть полиглотом. А где мы найдем людей, которые владеют всеми языками?”
А
Владимир Бобров заявил, что подобная формулировка убьет внутренний туризм: “Сегодня, как правило, гиды, особенно теологи, являются людьми пожилого возраста, а мы заставим их всех переучивать язык. Мы потеряем полностью внутренний туризм. Сегодня люди из Алматы едут в Туркестан, люди из Туркестана - в Астану. И работают гиды, которые владеют казахским и русским языками. Кстати, для казахов русский язык иностранный или нет? А для русского казахский?”
Астана |