|
Анна Шелепова
Почти две недели спутник KazSat-1 находится в автономном плавании. Бортовая цифровая вычислительная система вышла из строя, и летательный аппарат не реагирует на сигналы из Центра управления полетами Земли. Председатель Национального космического агентства Республики Казахстан Талгат Мусабаев заявил, что спутник ценой в 65 миллионов долларов, скорее всего, будет потерян
Накануне первого заседания Совета по космосу при правительстве Казахстана в южной столице прошла пресс-конференция. На ней обсуждались проблемы развития космической отрасли Казахстана, ее финансирования. Эксперты отрасли признали, что Программа развития космической деятельности на 2005-2007 годы была с промахами и ошибками. Они, в свою очередь, стоили бюджету значительных потерь.
Одной из проблем, обсуждаемых на пресс-конференции, стало обращение ученых Астрофизического института к премьер-министру и президенту. Взволнованные ученые интересовались ситуацией, сложившейся вокруг акционирования трех НИИ - Института космических исследований, Института ионосферы и Астрофизического института.
Астрофизики хотели узнать судьбу зданий и обсерваторий. Не продадут ли их? Однако глава “Казкосмоса” Талгат Мусабаев сообщил, что владельцем 100 процентов акций АО “Национальный центр космических исследований и технологий” является государство. А кто как не само государство может выступать лучшим гарантом неприкосновенности научных объектов?! Он также заверил, что здания институтов и обсерватории уже находятся в разряде стратегических объектов страны и не подлежат приватизации.
Впрочем, журналистов интересовала не столько судьба обсерваторий, сколько зависший в прямом смысле спутник. По подтвердившейся на конференции информации, в 10.00 часов 8 июня 2008 года спутник KazSat-1 из-за сбоя в бортовой цифровой вычислительной системе прервал свое вещание. Другими словами, он просто перестал выполнять приказы ЦУП, находящегося в городе Акколь.
На спутнике случилась нештатная ситуация - сбой в бортовой цифровой вычислительной системе. В настоящий момент сотрудники государственного предприятия “Космическая связь” совместно с коллегами республиканского центра космической связи Казахстана пытаются восстановить работоспособность спутника, наладить с ним двухстороннюю связь.
|
Комментирует Талгат Мусабаев: “Как только произошла нештатная ситуация, мне моментально доложили, что управление потеряно. Началась работа над выходом из ситуации. По договору с РФ наши кадры руководят спутником только в штатном режиме. Поэтому, даже понимая, что с ним происходит, они не имеют ни морального, ни юридического права вмешиваться в управление в нештатной ситуации. Теперь отдавать приказы спутнику могут только сотрудники ЦУП Сколково в Москве, где работают те, кто его создавал”.
По словам главы “Казкосмоса”, сразу же было сделано уведомление всех операторов связи о потере работоспособности спутника. Их попросили перейти на резервные каналы, чтобы не потерять вещание. Без связи остались мелкие, нерадивые каналы.
Помочь спутнику может только полная перезагрузка систем. Увы, но предпринятые многократные ее попытки не дали результатов. Спутник не воспринимает кодовых команд. Ученые хотели разрядить аккумуляторы до минимума (от 21-22 вольт) и не допустить тем самым окончательной гибели спутника, но он, по словам Талгата Мусабаева, “оказался живуч и начал сопротивляться некорректному выключению”. “Солнечные батареи спутника никак не желают разряжаться до нужного значения. Заготовлен еще один вариант - загнать спутник в тень. В тени Земли лишенные света солнечные батареи разрядятся окончательно, а затем, когда аппарат вновь окажется в поле видимости Центра управления полетами, ученые попытаются выдать ряд кодовых команд на запуск и восстановление ориентации спутника”.
Специалисты признают, что вероятность потери KazSat-1 очень высока. По мнению главы “Казкосмоса”, человеческого фактора в отказе спутника нет. Это вина исключительно техники. Россияне, по словам Талгата Мусабаева, тут тоже ни при чем - они сделали спутник таким, каким его заказали казахстанцы.
Как утверждают специалисты, судьба спутника практически предрешена. Вот что говорит Сергей Хатимуллин, технический директор телерадиокомпании “SHAHAR”: “Во-первых, спутник изначально не встал на свою орбиту. Его упорно ориентировали, но он не поддавался сигналам, оборудование не сработало как надо...
Тем не менее всех потребителей Казахстана в приказном порядке обязали перейти на KazSat-1 с других спутников. А теперь, когда аппарат сошел с орбиты, все каналы потерялись. А ежемесячный подъем сигнала со спутника обходится от 20 до 27 тысяч долларов. Сейчас неуправляемый спутник мешает другим спутникам: он создает мертвые зоны, тем самым вносит помехи в радиочастотный диапазон от Китая до Европы. Есть вероятность того, что KazSat-1 может столкнуться с другим спутником и упасть.
Заинтересованных контор в разработке спутника было одна или две. Остальные организации вообще непонятно как туда попали, делали спутник наспех сборной-подзаборной всех стран. Получается, что в сложившейся ситуации конкретно спрашивать не с кого. Очень слаба надежда на то, что спутник удастся вернуть на орбиту. Предпринимаемые попытки разрядить аккумуляторы не дают результата. А доставить какое-то оборудование на неуправляемый корабль тоже невозможно. Скорее всего, его собьют и утопят где-нибудь в Индийском океане”. |