|
Алан Байтенов
QR-код - разработка японской компании Denso-Wave 1994 года. И вот спустя 18 лет эту кодировку начинают внедрять в Астане. Вещь очень удобная - в небольшом квадрате можно поместить краткое сообщение, которое не знает языковых барьеров. Очень удобно для туристов - даже не зная языка, получаешь исчерпывающую информацию об объекте города. Достаточно только навести камеру сотового телефона
В свое время японцы, исчерпав все возможности обыкновенного штрих-кода, начали думать над расширением его возможностей. Так появился QR-код - увеличенный объем данных, возможность кодировать кроме цифр буквы (в том числе кириллицу). Однако для считывания кода нового формата требовалось специальное оборудование. Поэтому наш QR получил наибольшее распространение с развитием мобильных технологий. Имея под рукой сотовый с камерой и специальное программное обеспечение, каждый из желающих мог прочесть закодированное сообщение. Как правило, это были ссылки на сайты, где можно было получить больше информации о товаре, местной достопримечательности, доступ к названиям станций метро или остановок общественного транспорта в независимости от того, знаешь ты местный язык или нет. Особенное удобство ощущаешь там, где в письменности используются иероглифы. И, конечно же, наоборот.
Можно сказать, что QR в какой-то степени позволил отказаться от расходов на штат продавцов-консультантов в крупных магазинах. Имея под рукой сканер (читай - телефон), ты мог спокойно получить всю исчерпывающую информацию о товаре - цену, характеристики. У нас это особенно важно - зная, как и что, ты не ошибешься в цене, ведь часто бывает - уже на кассе понимаешь, что взял, оказывается, не то и не по тем деньгам. Или такой момент - Закон о языках заставляет клеить перевод состава продукта на упаковку. Часто наклейка располагается именно на том месте, где находится “оригинал”. А вдруг клиент владеет только им? Как раз тот случай, когда QR необходим.
Продвинутые в этом отношении страны используют QR-коды повсеместно. Кроме названий улиц и исторических объектов (как правило, закодирована ссылка на определенный сайт, где можно узнать историю), бывали случаи, когда QR помещали на... надгробиях. Прогуливаешься, например, по “долине” и видишь непонятное глазу обозначение - оказывается, в нем зашита информация об усопшем. Удобно, особенно если представить, что попал на исторически значимое кладбище. Тут уже и экскурсовод не нужен, тем более что (стоит признать) Интернет запомнит больше. То же самое и в музеях или художественных галереях - можно не только прочитать, но и увидеть, например, игровой ролик. При этом ты совершенно автономен, то есть не привязан к группе.
Вообще, идея создания подобных кодов зацепила не только японцев. Существует примерно 12 похожих по принципу действия вариантов. Так, в Европе наиболее популярны Data Matrix и Aztec Code. Data Matrix разработала компания RVSI/Acuity CiMatrix, ныне часть концерна Siemens AG. Кстати, он очень сильно приближен к QR. Сегодня он применяется для маркировки в электронике, автомобилестроении, пищевой, авиакосмической и оборонной промышленности, энергетическом машиностроении. Aztec Сode используется железнодорожными операторами Deutsche Bahn, Trenitalia, Nederlandse Spoorwegen и Swiss Federal Railways для билетов, продаваемых онлайн и распечатываемых клиентами. Ну а в Польше, например, регистрационные документы на автомобили содержат в себе штрих-код Aztec code для автоматизированного распознавания данных. Кроме того, этот формат выбрала Международная ассоциация воздушного транспорта для электронных билетов (стандарт BCBP IATA). Конечно, есть и другие, но подробнее на них мы останавливаться не будем - они либо слишком специализированны, либо находятся на стадии тестирования.
В общем, постепенно мы начинаем догонять развитые страны хотя бы в сфере передачи информации. Интересно то, что QR особенно популярен на территории Азии - вполне возможно, именно это повлияло на выбор его в качестве универсального языка общения здесь, в Казахстане. Не будем говорить сейчас о частном введении QR-кодов, каждая независимая компания решает сама. Единственное - QR является всего лишь проводником, за которым должна стоять развитая инфраструктура, то есть специальная база данных. Сгенерировать и нанести код не составляет особого труда, сложнее всего создать специализированный портал, где можно получить проверенную информацию по истории Казахстана, конкретной достопримечательности, доступ к предлагаемому туристическому маршруту или качественному переводу (улиц, пересечений) для удобства иноязычных. Кстати, сайт электронного правительства выглядит очень перспективно в качестве основной платформы для создания упомянутой базы данных. Но это, конечно же, огромный объем работ, который нуждается в финансировании. Следовательно, проект всеобщего кодирования рискует быть так и невоплощенным в реале. Почему такой скепсис? К сожалению, та волна всеобщей оцифровки и информатизации общества, которая была столь явной еще два года назад, как-то неожиданно схлынула и уже не имеет былой силы. |