|
Алла Иванилова
В Министерстве труда и социальной защиты населения рассказали, как будут реализовывать стратегическую программу действий президента на ближайшие десятилетия “Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда”
Программа -
не панацея
На прошедшем вчера расширенном заседании коллегии Министерства труда и соцзащиты говорили о том, как стать “обществом всеобщего труда”. Первым делом министр отчиталась по Программе занятости, рассчитанной до 2020 года. На ее реализацию в 2011-2012 годы выделили 99,7 миллиарда тенге, из них по состоянию на 1 июля освоили более половины средств (51,7 процента). За этот период свыше 110 тысяч человек изъявили желание участвовать в программе и подписали социальный контракт. Среди них основная масса - это безработные, самостоятельно занятые и малообеспеченные. Более половины участников программы - молодежь в возрасте до 29 лет.
Напомним, что программа реализуется по четырем направлениям. В рамках первого - “Обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения” - охватили большинство участников - 808 тысяч человек. На начало второго полугодия текущего года завершили обучение более 46 тысяч человек, из них около 75 процентов трудоустроили.
Дополнительные возможности временной занятости создали и за счет открытия социальных рабочих мест. В частности, заключили договора с более чем 5 тысячами работодателей и трудоустроили 38 тысяч казахстанцев. На субсидирование заработной платы, средний размер которой составил 46 тысяч тенге, из бюджета израсходовали 2,6 миллиарда тенге.
Активно использовались возможности молодежной практики, благодаря которой около 27 тысяч молодых людей нашли работу.
Второе направление программы предусматривает содействие развитию предпринимательства на селе. По нему выделили микрокредитов на сумму более 15,7 миллиарда тенге. Их обладателями стали 4,5 тысячи человек. Средний размер микрокредита составил 1 миллион 950 тысяч тенге, а максимальная процентная ставка для конечных заемщиков сложилась от 4,95 процента (Восточно-Казахстанская область) до 8,2 процента (Костанайская область). В итоге получатели кредитов создали дополнительно 2595 рабочих мест.
Чтобы стимулировать миграцию населения из неблагополучных районов в перспективные, Программой занятости предусмотрено третье направление - “Повышение мобильности трудовых ресурсов”. В 15 регионах республики запланировали строительство 1158 индивидуальных и многоквартирных жилых домов. На конец первого полугодия 2011 года завершили строительство 403 домов.
В ходе пилотной реализации в программу включили еще одно направление - “Развитие сельских населенных пунктов”. Так, в целях обеспечения сельчан работой планируют реализовать проекты по ремонту инфраструктуры и благоустройству сел, строительству семейных врачебных амбулаторий и медицинских пунктов. На 1 июля на проведение данных работ выделили около 10 миллиардов тенге, к реализации приняли 565 проектов, за счет которых планируют создать около 7,5 тысячи рабочих мест, из них уже тысячу создали.
В целом, по словам министра, уровень безработицы в Казахстане снизился с 5,4 процента (по итогам 2011 года) до 5,2 процента в июне этого года. Однако глава ведомства признает: “Сама по себе Программа занятости новых рабочих мест не создает, она предусматривает повышение трудовой активности населения, организацию содействия трудоустройству в реальном секторе экономики. Как таковые рабочие места открываются работодателями”. В стране по-прежнему низкие возможности трудоустройства, в том числе лиц, обученных и переобученных в рамках программы. “Значительное количество рабочих мест, открытие которых предполагали государственные и отраслевые программы, и с чем, по существу, связали индикаторы программы по трудоустройству, фактически еще не создали”, - констатировала министр и связала это с тем, что у местных исполнительных органов отсутствует комплексный подход по взаимоувязке Программы занятости с проектами, реализуемыми в регионах.
Так, в Мангистауской области из числа завершивших обучение участников программы трудоустроили всего лишь 29,5 процента, в Западно-Казахстанской области около 40 процентов, в Астане 41,6 процента. А в Акмолинской, Костанайской и Кызылординской областях, наоборот, в два раза перевыполнили план по созданию социальных рабочих мест, несмотря на их временный характер. В этой связи местным исполнительным органам следует уточнить количество создаваемых новых рабочих мест в регионах и состав участников программы, направляемых на социальные рабочие места
Еще одна проблема касается микрокредитования. Сегодня уполномоченным органом в этом вопросе выступают СПК, микрокредитные организации неохотно участвуют в программе. В этой связи процентная ставка все еще остается высокой.
Другая сложность связана с жилищным вопросом. Как уже упоминалось выше, из общего количества запланированных к строительству домов завершили 403. Заселили всего 579 квартир, или 43 процента. “Аутсайдерами” остаются Атырауская, Карагандинская и Павлодарская области. Сейчас рассматривают альтернативный вариант - субсидирование расходов на аренду жилья переехавшим участникам программы до завершения ими процесса обучения и трудоустройства на постоянные рабочие места.
Для эффективности рынка труда разработают Карту занятости регионов на ближайшие три года.
Трудовой ликбез
Не все так гладко с трудовыми конфликтами. Начиная с прошлого года проводят мониторинг деятельности более 320 предприятий по 10 показателям, определяющим социальный климат в коллективе. “Благодаря этой работе госинспектора по труду своевременно выявили и предупредили возможные трудовые конфликты в 12 предприятиях”, - констатировала министр. За 6 месяцев текущего года выявили задолженность по зарплате в 390 предприятиях на сумму 3,6 миллиарда тенге. В результате принятых мер на 282 предприятиях она погашена. Цена вопроса составила около 2 миллиардов тенге. В числе “неплательщиков” остается еще 121 предприятие.
После событий в Жанаозене правительство проводит активную работу по предупреждению социально-трудовых конфликтов. Однако, как признает Гульшара Абдыкаликова, “несмотря на предпринимаемые меры, в первом полугодии имели место 13 трудовых конфликтов”. Работники в основном не довольны условиями труда и размером заработной платы.
Однако присутствующий на заседании коллегии Государственный секретарь Мухтар Кул-Мухаммед привел свою статистику трудовых конфликтов и перечислил “проблемные” предприятия: “По данным Генеральной прокуратуры, только в июне этого года случилось более 23 трудовых споров и конфликтов”. При этом он заметил, что “количество трудовых споров и конфликтов растет, отсутствует обратная связь между работниками и работодателями, региональные департаменты труда и социальной защиты не всегда проводят соответствующую работу с руководителями предприятий и рабочими”. Все данные Госсекретарь передал для ознакомления министру труда и социальной защиты и посоветовал решать трудовые споры в правовом поле: “Если где-то не хватает ваших полномочий, передать их в соответствующие правоохранительные органы”.
Свое возмущение Государственный секретарь высказал и по поводу задолженности по заработной плате. По его данным, на сегодняшний день она составляет 1 миллиард 821 миллион тенге. Одна треть этой суммы только по Алматинской области. “Тогда как густонаселенный Южный Казахстан имеет в 20 раз меньше задолженности, всего 35 миллионов тенге. У меня вопрос - почему так происходит?” - заострил внимание Кул-Мухаммед. Однако ответить ему никто почему-то не решился.
Чтобы и дальше не усугублять ситуацию в стране, Госсекретарь рекомендовал провести ликбез для казахстанцев по трудовому праву, “тем самым поставить большую преграду для иждивенческих настроений и искажений идей социальной несправедливости”.
Каждому
по заслугам
Помимо решения трудовых конфликтов Минтруда намерено модернизировать систему социального обеспечения, которым охвачено 2,5 миллиона казахстанцев. (Только в этом году расходы на эти цели превысили 1 триллион тенге.) С привлечением национальных и международных экспертов ведется работа по совершенствованию методики определения основного минимального стандарта - прожиточного минимума. С этой целью Казахской академии питания поручили пересмотреть энергетическую ценность и состав продовольственной корзины. Уже подготовили и согласовали с Минздравом предложения по ее составу, определенному с учетом нужд и потребностей детей и женщин. Результатом этой работы станет проект Концепции по совершенствованию системы минимальных социальных стандартов: прожиточного минимума, минимальных размеров заработной платы, пенсий и социальных пособий. Конечная цель - сопоставить основные социальные стандарты Казахстана с международными.
Уже провели большую работу по оптимизации социальных выплат. Идеология проста - “от социальной поддержки к социальному прогрессу”. Те, кто может работать, пусть работают, а не “сидят” на иждивенчестве у государства. Пилотную программу нового подхода запустили в Восточно-Казахстанской, Костанайской и Павлодарской областях.
Во втором полугодии текущего года с учетом международного опыта министерство подготовит предложения по дальнейшему совершенствованию системы социальной помощи населению. “Для лиц пожилого возраста и инвалидов это означает обеспечение доступности высокого качества социального обслуживания, создание условий для медицинской, социальной профессиональной реабилитации. Для детей это сохранение здоровья, создание равных стартовых возможностей для развития. Для молодежи это создание условий для профессиональной подготовки, содействие трудоустройству, жилищная помощь. Для семей с детьми это сочетание производительности и занятости в выполнении семейных обязанностей”, - перечислила министр.
“Становление Общества Всеобщего Труда, обеспечение качества жизни казахстанцев, сопоставимого с уровнем развитых стран, не в малой степени зависят от нашего с вами профессионализма, добросовестности и ответственности, на что, коллеги, я рассчитываю”, - обратилась к своим подчиненным в ходе коллегии министр труда и соцзащиты.
Астана |