|
Константин Маскаев
Известному утверждению о том, что труд создал человека, могут вернуть в Казахстане всю глубину значения. А самому понятию продуктивного труда - важность и уважение
Это только кажется, что два десятилетия - не такой уж большой срок для девальвации коренных понятий и убеждений. Практика же показывает, что убеждения вмиг рассыпаются. Остаются только “понятия”. И видимость деятельности. Вот только перспективы у такого общества могут оказаться весьма туманными. Потому что нельзя ставить экономику целого государства и благосостояние граждан в зависимость от биржевого спроса на углеводороды. Должна быть другая, более продуктивная, мощная и конкурентоспособная составляющая. В таком случае сырьевая сторона экономики государства обретет свое достойное место в этом ряду. Она станет убедительным подспорьем для индустриального развития.
Поручение президента, прозвучавшее в статье “Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда”, очень сильно отличается от прежних программ и стратегических задач. Для того, чтобы сохранить и приумножить достигнутое Казахстаном за годы независимости, нужно сфокусировать усилия не на стремлении копировать уклад экономически развитых стран. А вспомнить собственный опыт, который прежде уже позволил получить развитую промышленность, транспортную сеть и общество, обладающее достаточным пакетом социальных гарантий. Но в том обществе, если кто не знал или забыл, очень не приветствовались бездельники. Почетным же считалось принадлежать к деятельной части общества. С этой точки зрения даже процесс обучения в вузе или любом другом учебном заведении рассматривался как труд. Труд - от более простых форм к более сложным.
А теперь сравните и оцените, как это не совпадает с той практикой, которая сегодня оказалась характерной для процесса обучения. Сам образовательный процесс уступил позиции. Упрощенно это выглядит так. Главным стало не получение собственно знаний, а получение сертификата о получении знаний. Обучение в вузе выстроилось в систему приобретения отметок в зачетной книжке - как условие дальнейшего продвижения. Важность знания как такового (читай - труда по его получению) потеряла смысл. А в сознании целого поколения укоренилось понятие, что для успеха и продвижения (как в вузе, так и в жизни) совсем не обязательно трудиться. Гораздо важнее “вписаться в систему”, стать ее частью. И продвигаться хорошо усвоенными ранее методами. Причем компетентность и трудолюбие в нашем обществе перестали быть синонимами успешности и личного благосостояния.
Это одна сторона проблемы. Другая же состоит в том, что за сравнительно небольшой период индустриальное общество превратилось в общество потребления. Почти в одночасье потеряв промышленность, в Казахстане предпочли воспользоваться сырьевым резервом. Это привлекло в страну инвестиции, позволило выправить ситуацию, в целом уберегло от глубокой экономической депрессии и даже обернулось некоторым улучшением благосостояния граждан (отчасти за счет кредитов). Но по инерции не производя ничего серьезного, кроме услуг и продуктов питания преимущественно для внутреннего рынка, казахстанское общество быстро трансформировалось в общество потребления. Основные же средства граждане тратят на импортные товары, как то автомобили, бытовая и прочая техника, одежда, предметы быта и обихода, отчасти продукты питания и лекарственные средства. Сюда же добавьте сезонный выездной туризм.
И окажется, что все эти блага - весьма иллюзорны. А общество, основной концепцией которого стало потребление, лишено перспектив. “Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что идеология потребления оказалась губительной, - указал в своей статье президент. - Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса. Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу. И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда... Реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации”.
В Казахстане так сложилось, что самые очевидные вещи не имеют большого успеха, пока о них не заговорит первый авторитет, Лидер нации. О необходимости отказа от сырьевой экономики в пользу промышленной периодически говорят на протяжении последнего десятка лет. Однако лишь теперь, после отмашки, идею начинают обсуждать. Правительству предстоит обдумать двадцать поручений президента в рамках программы и в ближайшее время предложить оптимальные варианты и сроки их выполнения.
В контексте прошлого десятилетия, когда народ предпочитал хорошо оплачиваемые, но не требующие больших усилий занятия, задача весьма сложная. В первую очередь нужно найти стимулы, которые бы повысили заинтересованность населения в труде на благо родины. А также обеспечить комфортные условия для такого труда. Государство должно будет всячески поддерживать стремление людей к трудовой активности, одновременно искореняя социальный инфантилизм, который укладывается в непродуктивную, но уже привычную формулу: меньше работать - больше получать.
Назарбаев решил вернуть обществу уже известную продуктивную идею: труд как непременное условие достижения успеха. Продуктивной, заметим, эта идея бывает только в развитом обществе. Том обществе, с которым и хочет отождествлять Казахстан президент. Почетным должен стать любой труд. Бездельники опять будут осмеяны, а безделье - порицаемо. Примерно треть поручений президента на пути к социальной модернизации касаются системы образования и подготовки кадров. Молодых снова начнут учить трудовым навыкам. Людям зрелого трудоспособного возраста, возможно, предстоит вспомнить свой собственный бесценный опыт в условиях еще социалистического труда.
В завершение данного текста и предваряя следующие публикации о месте и значении труда в нашей жизни следует сказать, что у Казахстана есть возможность обнаружить и возродить былой богатый опыт, который утратили за сравнительно короткое время - повинуясь весьма непродуктивным соблазнам и надуманным ценностям. Любопытно, кстати, что систему трудовых отношений, а также стройную идеологию, которая обеспечивала эту систему в советское время, внедрили и по сей день успешно применяют в индустриально развитой Японии. Быть может, авторитет признанного мирового инновационного лидера и трудоголика теперь окажет на нас позитивное воздействие? Размышления на эту тему - в следующем номере. |