|
“...я чисто памятник себе воздвиг конкретный...”
Бедный Феликс
Интересно: можно ли считать огромный валун памятником истории? Скажем, истории катастроф? Нет, не исторических. Лежит этих валунов с десяток на улице Панфилова между Головным арыком и улицей Курмангазы в центре Алматы, и мало кто на них обращает внимание. И никого уже не интересует, откуда они тут взялись.
Бегали мы в детстве вокруг этих валунов, играли среди них в догонялки да в казаки-разбойники, и один старик, родившийся еще в Верном в позапрошлом веке, рассказывал, что валуны эти принес какой-то мощнейший и знаменитый сель, только вот в каком он был году, мы, будучи легкомысленными пацанами, естественно, не запомнили.
И снесли, по словам старика, эти валуны какую-то кузницу по пути, да чуть кузнеца не убили, зато задавили то ли собаку, то ли гуся, что на жителей улицы Казарменной (так в стародавние времена называлась улица Панфилова) произвело неизгладимое впечатление.
Кстати, нынешнюю Панфилова-улицу потом переименовали в Красноармейскую. Но, опять же, кто об этом помнит? А ведь когда переименовывали, наверняка думали, что называться улица будет так очень даже надолго. Может быть, навсегда. Потому как власть большевистская, как и любая власть, с вечностью расставаться не собиралась.
И сносила прежние, идеологически чуждые ей памятники и монументы, “ненужные” здания и “утратившие ценность” сооружения по-хозяйски, с чувством властителей не только окрестной земли, но и эпохи, с ответственностью знатоков того, какой должна быть история - правильной, идеологически выверенной и воспитывающей в нужном направлении. Их история.
И нельзя сказать, что взамен идеологически вредных для большевиков церквей и мечетей возводились одни бездарные истуканы с именами безвестных красноармейцев или отличившихся героев установления советской власти, были очень даже неплохие экземпляры. Например, Феликс Дзержинский.
Весьма и весьма выразительный был статуй. Хороший такой, в шинели, правда, как теперь выясняется, нехорошему человеку. Но мы-то этого не знали. Отмечали каждый год день его рождения, потому как школа наша носила его имя. Стояли возле железного, в прямом и переносном смыслах, Феликса в почетном карауле, и директор наш, незабвенный Адольф Евсеевич Селицкий, каждый год произносил пламенную речь во славу рыцаря революции, и после этого вся школа шла смотреть в ТЮЗ один и тот же каждый год фильм - “Именем революции”.
Интересно, допускал ли кто-нибудь из комиссаров-чекистов-гэбистов, когда ставили они памятник своему обожествленному боссу, мысль, что придет такое время, когда босса подцепят за горло тросом и под улюлюканье толпы подымут над постаментом, словно висельника, и оттащут неизвестно куда? Что бы на такое сказал наш величавый Адольф Евсеевич? Может, он чего напутал про рыцаря?
Вот на днях шумок прошел, что, мол, 35 бывших исторических памятников в Алматы власти взяли и исключили из списка значимых объектов. Но, как потом чиновники “успокоили” народ, многие из исключенных памятников давно уже того, канули куда-то, причем никто не знает - куда. Просто исчезли. Так что и беспокоиться не о чем. На нет, как говорится, и памяти нет.
А те, которые убирают публично и среди бела дня, как снимали Железного Феликса, - они, по словам начальницы отдела историко-культурного наследия и музейно-библиотечной работы акимата Алматы Ляззат Сагындыковой, потеряли для истории ценность “в связи с утратой их политического значения”.
Вот эти, поистине золотые слова надо бы золотом же выбить на валунах нашего детства на улице Панфилова. Потому как валуны наши абсолютно аполитичны, и убирать их, а тем более вешать, никто не будет, и лежать им на вековом месте при всех властях. И следовательно, и слова начальницы останутся для потомков: какая власть, такие и памятники.
А не будет власти (это мы как бы с метафорой, а не с политикой), так и памятники - кому они нужны? |