Ольга Шишанова
Ветеринарная отрасль республики наряду с действиями по развитию животноводства нуждается в срочной модернизации. В этой сфере, являющейся краеугольным камнем дальнейшего развития животноводства страны, до сих существует целый ряд нерешенных проблем
Животноводческая отрасль последние несколько лет числится среди приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Казахстана. Однако, как показали многочисленные вспышки болезней в республике, без ветеринарной безопасности, без обеспечения эпизоотического благополучия говорить о развитии животноводства и тем более об экспорте животноводческой продукции не приходится.
Главной проблемой в этой сфере, по мнению начальника управления ветеринарной и пищевой безопасности МСХ РК Мереке Тайтубаева, несмотря на ряд проведенных реформ, было и остается отсутствие должного взаимодействия между структурами ветеринарных служб. Все это выливается в ряд проблем в обеспечении ветеринарного благополучия республики, которые можно выделить в основные блоки: вакцинация, идентификация животных, нелегальные перемещения скота, импорт возможных племенных животных. Но главное - отсутствие взаимодействия между собой государственных заинтересованных органов.
Решить многие из данных вопросов можно на уровне законодательства, которое, увы, пока далеко от совершенства. Так, в стране создали систему ветеринарных служб, но качество их работы все еще оставляет желать лучшего. В том числе и при проведении профилактики заболеваний скота. “Это неисполнение вовремя мероприятий по вакцинации, несоблюдение инструкций по применению ветеринарных препаратов, сомнительное качество сывороток, несвоевременная изоляция больного скота, а также отсутствие транспорта на объектах убоя в соответствии с санитарным графиком”, - перечисляет проблемы Тайтубаев.
Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков считает, что решение проблем в отрасли “невозможно без тесного и комплексного взаимодействия государственных органов и частного бизнеса, а также общественных объединений. Это взаимодействие надо усиливать, потому что одним лишь государственным участием, одним лишь государственным контролем все вопросы не решить”. Тем более, что государство юридически вроде как и не может давить на частников, потому как именно в их руках и находится практически весь скот. Единственная возможность со стороны государства - оказывать поддержку и вести “импортный контроль”. Последний же весьма проблематичен, поскольку, как уже заявлял Мереке Тайтубаев, “ветеринарный контроль у нас пока еще плохо развит”.
К слову, сейчас МСХ готовит поправки в законодательство, которое предусматривает увеличение ответственности за ветконтроль как сообственников скота и скотных рынков, так и ответственность государственных исполнителей. Причем, как заявляют в МСХ, эта ответственность будет не только административной, но и уголовной.
Не последнюю роль по-прежнему играет не только низкая квалификация сотрудников, но и неполная комплектация кадрами районных ветеринарных станций и слабая материально-техническая база районных ветеринарных лабораторий. И это при том, что за последние годы финансирование отрасли было многократно увеличено. Однако изменений в системном застое пока не наблюдается.
Сейчас Казахстан заявляет о себе как потенциальном крупном игроке на мировом рынке мяса. Однако, учитывая, что большинство стран-импортеров мяса предъявляют высокие требования к качеству товара, нашей стране необходимо не только завести высокопроизводительных быков и телок, но и отладить жесткий контроль за их здоровьем, пока еще есть время и объемы нашего экспорта не выросли до запланированных масштабов. В противном случае Казахстану “светит” печальная перспектива недоверия покупателей и, как следствие, отсечение от возможных рынков сбыта.
Астана |