|
Алла Иванилова
Сегодня оралманы в Казахстане представляют довольно значительную социальную группу. За 20 лет независимости в республику вернулись более миллиона этнических казахов. Однако далеко не все казахстанцы настроены гостеприимно к бывшим соотечественникам. Такие настроения усиливаются на фоне имеющихся фактов незаконного получения и использования квот со стороны оралманов
Большинство оралманов приехали в Казахстан в период с 1993 по 1998 год по миграционной квоте этнических казахов из Афганистана, Ирана, Пакистана. Основным ареалом их расселения стали Алматы, Карагандинская, Костанайская, Жамбылская, Южно-Казахстанская и Алматинская области.
Среди вернувшихся на историческую родину более 70 докторов наук, 250 кандидатов наук. Свыше 40 тысяч возвращенцев имеют высшее образование, 93 600 человек - среднее образование. Среди вернувшихся больше всего работников сельскохозяйственной сферы - 86 031 человек, работников образования - 1831, медиков - 9407, госслужащих - 1034, предпринимателей - 11 203, представителей других специальностей - 22 1670.
Однако за последние три года количество оралманов сократилось. Одна из причин тому - усилившиеся бюрократические препоны. Раньше процедура принятия гражданства была проще - вернулся на родину, написал заявление, выдали временные документы, проверили и, если все в порядке, в течение шести месяцев предоставляется гражданство. Сейчас чиновники вернулись к старой системе, когда нужно выйти из гражданства той страны, в которой проживал этнический казах. При этом, в какой регион поедет оралман и в какую квоту войдет, определяется в казахстанском посольстве в стране его пребывания. После этого документы поступают в Казахстан, и по приезде ему выделяются средства.
Согласно статье 23 Закона “О миграции населения”, оралманам и членам их семей, включенным в квоту на иммиграцию, кроме льгот, компенсаций, пособий и других видов социальной помощи, предусмотренных этой статьей, предоставляются также дополнительные льготы. Это выплата единовременных пособий, различных в зависимости от региона расселения и включающих затраты на первичную адаптацию, проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества. Кроме того, им выделяются средства на приобретение жилья или получение льготного кредитного займа для строительства, восстановления или покупки жилплощади. Однако получить единовременные пособия и деньги на жилье репатрианты могут только после получения гражданства Казахстана по предъявлению документов, удостоверяющих личность (кроме членов семьи неказахской национальности).
Кроме того, в июне прошлого года правительство пересмотрело условия государственной программы переселения и добавило в них несколько важных поправок. Теперь, получив материальную помощь, квотированные оралманы не могут в течение первых трех лет выезжать на ПМЖ за пределы области, в которую они приехали, и в течение пяти лет покидать границы Казахстана. Такие правила установили после того, как в республике участились случаи, когда репатрианты после получения подъемных возвращались обратно домой либо подавались в другие регионы Казахстана. Этой мерой правительство хотело как-то удержать оралманов на новом месте. Впрочем, сегодня, по данным управления миграции, страна уже не так нуждается в трудовых и демографических ресурсах. Возможно, поэтому чиновники взяли “тайм-аут” и до 2014 года приостановили финансовую поддержку семей репатриантов. Теперь желающие обрести историческую родину могут сделать это только за собственный счет. Хотя отозванным постановлением правительства от 22 декабря 2011 года ежегодную квоту иммиграции на 2011-2014 годы установили в количестве 10 тысяч семей.
Однако истинная причина временной “заморозки” программы переселения оралманов в ее несовершенстве. Как показывает практика, не только сами “возвращенцы” обогащаются за счет нее, но и некоторые должностные лица. Так, недавно прокуратура города Усть-Каменогорска обнародовала нелицеприятные данные, заявив, что из госпрограммы сделали кормушку. Мошенники заработали на переселении семнадцати семей из Монголии более 20 миллионов тенге. При этом сами репатрианты даже не знали, что стали жителями Восточного Казахстана. Как установила городская прокуратура, они не пересекали границ Казахстана. Аферисты, в числе которых должностные лица, в течение определенного времени оформляли на переселенцев квоты для получения социальной помощи, используя реальные документы и паспорта жителей Монголии. Сейчас по данному факту проводится расследование.
Сейчас Министерство внутренних дел разрабатывает новую программу по переселению оралманов. Как считают разработчики, “старая схема уже отработала себя”. По ней трудно отследить вернувшихся репатриантов после того, как они получат матпомощь. Новый порядок позволит этого избежать. После того, как программу примут, выделение квоты на иммиграцию оралманов возобновят.
Помимо бюрократических проволочек возвращению этнических казахов на историческую родину препятствует общественное мнение местного населения. “Зачем они здесь нужны? Они ничего сюда не привозят, кроме темноты средневековья. У нас своих таких хватает. Что они знают, кроме языка? Да ничего, больше и козырять им нечем. Сколько студентов своих, образованных, грамотных живут на съемных квартирах и ничего не просят от государства. А кто такие они, чтобы приехать и взять все просто на халяву. Те, которые предали когда-то родину”, “Предатели, перебежчики нам не нужны. Лучше бы на эти деньги построили детсады, больницы”, - такие комментарии можно встретить на различных форумах в Интернете. Некоторые казахстанцы воспринимают оралманов как “других”. Известно, что большая часть казахов эмигрировала из Казахстана в трудные годы коллективизации, и среди них были в основной своей массе зажиточные скотоводы, баи, представители “белой кости”. Период советской коммунистической идеологии, негативные моменты собственного опыта привели к широкому распространению негативного восприятия тех переселенцев, в том числе и их предков. Поэтому политологи и эксперты считают, что не надо предоставлять специальные привилегии оралманам, отделять их от местного населения, таким образом создавать между ними пропасть. Те, кто решил вернуться на родину, должны сами приспосабливаться к конкурентной среде и таким образом поднимать экономику Казахстана.
Астана |