|
Ольга Шишанова
Реформа среднего образования МОН, рассчитанная на несколько лет и призванная обеспечить преобразования, направленные на полную интеграцию республики в мировое образовательное пространство, на сегодняшний день себя по-прежнему не оправдывает. Даже переход на 12-летнее обучение, который должен был произойти еще в 2009 году, пришлось перенести на 2015 год
Последовательность шагов в реформировании системы образования среднего звена состояла в том, что программу, запущенную в 2004 году, должны были реализовывать в два этапа. Первый этап - это 2005-2007 годы, второй этап - 2008-2010 годы. Причем в 2008/09 учебном году первоклассники должны были обучаться по новой программе, а с 2009/10 года должен был начаться переход на 12-летнее образование пятого и одиннадцатого классов. При этом выделили государственные ресурсы на укрепление материальной основы школ для перехода к новой системе образования.
Но если десять лет назад основной проблемой сферы образования являлось недостаточное бюджетное финансирование, то в 2012 году, по словам министра образования и науки
Бакытжана Жумагулова, финансирование отрасли составило 1,3 триллиона тенге, увеличившись в сравнении с 2009 годом на 34,5 процента.
Однако реформу среднего образования так и не реализовали в должной мере, уровень качества среднего образования и его организации в Казахстане с каждым годом снижается, специально созданный пять лет назад Центр по проблемам 12-летнего образования ликвидировали, а часть его полномочий передали в Академию образования.
Между тем в соседних России и Украине специальные исследования в области образования ведут множество НИИ, научных центров и лабораторий, на работу которых выделяют миллиардные средства.
В Казахстане меры по обеспечению повышения качества образования в школах ограничивают шумными экспериментами по проведению ЕНТ для выпускников школ, отдельными экспериментами по 12-летнему обучению и разработкой учебников и пособий, качество которых подвергают критике, а уже рекомендованные учебные пособия и книги подлежат изъятию не только из-за грамматических ошибок, но и по причине непригодности как учебники для школ.
К примеру, несколько лет назад итоги экспертизы содержания 203 учебников и учебно-методических комплексов нового поколения 1-8 классов для общеобразовательных школ оказались несоответствующими программе обучения общего среднего образования РК. Тогда приказом министра образования и науки в 173 учебника и учебно-методических комплекса внесли соответствующие корректировки, доработки и изменения в содержании, а 14 учебников и учебно-методических комплексов изъяли.
Как оказалось, сегодня учебники пишутся людьми, не знакомыми со школьной спецификой, некоторые авторы и вовсе компилируют содержание учебников других издательств, не соблюдая при этом логики и элементарной грамотности изложения.
Немало нареканий вот уже много лет вызывает и ЕНТ. Не касаясь морального аспекта, достаточно привести статистические данные учебных показателей. Так, в 2004 году наилучший результат тестирования - 120 баллов - показал всего один ученик в республике, в 2007-м - два ученика, в 2012 году высший результат в 125 баллов показали всего три ученика. Кроме того, согласно статданным, несмотря на попытки МОН совершенствовать методику ЕНТ, количество участвующих в нем сокращается, учащиеся школ предпочитают уходить в колледжи, так как не доверяют объективности результатов тестирования.
Причина, по мнению экспертов, кроется в некомпетентности педагогического персонала, принимающего участие в составлении вопросников, недостатках преподавания в школах, когда учащиеся попросту не получают необходимый объем знаний по предметам, откровенной коррупции в сфере общего среднего образования.
Что касается получения образования после школы, то в казахстанские вузы ежегодно поступают до 100 тысяч выпускников, из которых в дальнейшем 18 процентов не могут подтвердить свои квалификационные знания. Зарубежные пенаты для образования, по негласным оценкам образовательных агентств, выбирают две трети казахстанских учащихся.
Так, количество казахстанских студентов в Китае превышает полторы тысячи человек, в Чехии исчисляется несколькими тысячами, а в России, по данным российских образовательных организаций, учится около 15 тысяч молодых казахстанцев.
Однако каждый шестой студент, даже среди тех, кто обучается по квоте “Болашак”, по возвращении в Казахстан оказывается не трудоустроен.
Астана |