|
Ботагоз Сейдахметова
Путешествие в один из самых красивых городов мира - Санкт-Петербург - теперь не ограничивается только посещением музеев, исторических мест, Петергофа и массовым любованием еженочного разведения мостов. Для многих он до сих пор связан с бандитами 90-х годов прошлого века: характерные лица, не отягощенные интеллектом, вы можете встретить в небольших русских ресторанах. Для прочих вчерашних советских людей новый Санкт-Петербург стал полюсом больших возможностей. Для меня же он открылся как место, в котором все смешалось: люди, культуры, настроения, традиции. Думаю, что никогда прежде в истории этого города Запад и Восток не были настолько близки
Северная российская столица сегодня выглядит как филиал Средней Азии. Каждый второй прохожий или рабочий на Невском проспекте - это узбек, таджик или киргиз. Местные жители говорят, что с появлением гастарбайтеров улицы и дворы Питера стали значительно чище, потому как в каждом питерском дворе с раннего утра трудятся, как муравьи, узбекские дворники. Говорят, что шустрые гастарбайтеры давно поделили между собой сферы деятельности. Таджики “прихватизировали” транспортный цех, практически каждый второй водитель такси и городского транспорта - это таджик. Узбеков вы увидите везде, где подметают, моют, строят, ремонтируют. Кроме того, в городе открылась масса узбекских ресторанов, где можно поесть шурпу, плов, самсу, тандырные лепешки. Правда, “крышуют” ресторанный бизнес узбеков местные братки. Впрочем, это не мешает узбекам открывать новые точки по городу.
Мне показалось, что киргизы не так агрессивно вошли на питерский рынок, но они, как и узбеки, тоже метут улицы или грузят товар в магазинах. Есть также и те, кто работает на более квалифицированных и “цивильных” позициях, таких как продавцы, кассиры, официанты.
Один из моих питерских собеседников считает, что сегодня началась новая волна узбекской иммиграции в город и в Россию в целом. Если первая волна состояла из низкоквалифицированной рабочей силы, то теперь сюда приезжают квалифицированные узбекские специалисты, инженеры, врачи. Главная сила среднеазиатских (да и прочих тоже) гастарбайтеров - в их единстве и взаимовыручке. Так, дворнику-узбеку сгребать снег в 5 утра выйдет помогать вся его большая семья, включая стариков и детей. Да, жен и стариков многие узбеки и таджики давно перевезли жить в Питер и Москву.
Гости с солнечной Средней Азии вызывают понятное раздражение и повод для ворчания коренных жителей города. Даже меня смущало поведение среднеазиатских гастарбайтеров - почти наглая уверенность, привычка громко говорить на родном языке, хохот, нарушение общественного порядка. Моя питерская подруга возмущалась, что везде работают узбеки и таджики, а русскому человеку невозможно найти работу. Мол, что нельзя было наших бомжей, коих много в каждом районе города, заставить чистить улицы, подметать дворы? Почему в магазинах даже за кассой сидят “черные”, а хорошие русские специалисты вынуждены быть безработными? При этом она добавляла, что за такую мизерную зарплату русские работать не станут.
На самом деле, на рынке труда, похоже, царит такой же беспредел, какой был в начале 90-х годов. Бороться с коррупцией не помогают даже “правильные” законы. Так, года три назад городские власти постановили, что на рынках должны работать 80 процентов лиц с русским паспортом. В результате рынки и барахолки на время опустели, потом там появились молдавские наемные рабочие, у которых были бейджики с русскими именами. Выдавал их откровенный южный акцент. И все же постепенно базары и вокзалы вновь заполнились таджиками, узбеками и киргизами. Работодателю выгодно нанимать дешевых среднеазиатов, платить им условно официальные 25 тысяч рублей в месяц и тут же получать уже неофициально 15 тысяч рублей обратно. В результате надежный, непьющий, нетребовательный и трудолюбивый узбек получает на руки всего 10 тысяч рублей. Это примерно 50 тысяч тенге. Для узбеков (да и казахов из сел и малых городов) такая сумма весьма неплоха. Так что гастарбайтеры успевают из этих денег не только оплачивать квартиру (в которой часто проживает до 20 человек), питаться, но и отправлять деньги на родину. Посещение музеев и исторических мест, понятно, не входит в сферу интересов трудовых мигрантов.
По официальным данным, гастарбайтеры отправляют из России на родину в год десятки миллионов долларов. Впрочем, и тратят при этом немалые деньги. Судите сами, если каждый из хотя бы миллиона питерских мигрантов тратит в день, как минимум, 100 рублей, то это уже 100 миллионов рублей в день в казне города.
Моя подруга считает себя русским патриотом и страшно расстроена, что прирост населения происходит активнее за счет “черных” мигрантов из Средней Азии и Кавказа. Действительно, смуглых малышей в Питере немало. В многочисленных парках города часто можно наблюдать картину играющего в футбол узбекского папы с детьми. При этом, она же признает, что местные мужчины быстро скатываются по социальной лестнице, потому что решают все проблемы, снимают стресс и плохое настроение традиционным способом - выпивают крепкие напитки. Многие не могут остановиться и спиваются годам к 30, так что в 40 лет не имеют за душой ни работы, ни семьи, ни шансов на будущее. Она сетовала, что у русских мужиков слабый характер, любую беду “переживать” в обнимку с бутылкой водки или банкой пива. Вот, дескать, какой-нибудь еврей получит по башке и тут же ищет другой выход, вынося позитивный опыт из любой ситуации. А наш мужик с горя спивается.
Вот и я ей в качестве аргумента за гастарбайтеров приводила фактор трезвости.
Впрочем, чаще моя бывшая однокурсница задавалась вопросами: почему российские работодатели не хотят думать о своих работниках, не хотят платить им достойную зарплату, почему у них нет чувства патриотизма? Почему даже Эрмитаж - русскую гордость - реставрируют узбеки? Я отвечала, что, наверно, непатриотическое поведение работодателей продиктовано рыночными отношениями, когда личное быстрое и легкое обогащение становится важнее будущего страны.
Если местные власти и местные работодатели не начнут задавать себе подобные вопросы, не попытаются решать социальные проблемы с учетом требований и нужд коренного населения, то останется один вопрос - каким будет город Петра лет через 20? Вполне возможно, что это будет город иммигрантов всех национальностей и культурных традиций. “Окно в Европу”, которое прорубил царь Петр, вполне оправдывает свое название. Ведь современные столицы Западной Европы давно привыкли к наличию мусульманского меньшинства, минаретам мечетей и хиджабам. Только обратная сторона всего этого - рост праворадикальных настроений и популярность у коренного населения националистических партий. Что-то мне подсказывает, что Россию ждет та же стезя.
Алматы - Санкт-Петербург |