|
Алан Байтенов
В Казахстане планируют запустить новый сервис - смс-уведомления о возможном ЧС. Если это удастся сделать, у каждого казахстанца будет немного больше времени на подготовку. Для этого, говорят представители Министерства по чрезвычайным ситуациям, уже практически все готово. Однако есть некоторые сложности технического характера
Как известно, подобная услуга предоставляется в 70 странах мира. Однако одними из первых ее ввели в Японии. Там это дело государственной важности. Вся продвинутая техника, что отслеживает поведение природы в случае нестандартной ситуации, посылает определенный сигнал, который (не будем вдаваться в технические подробности) в конечном итоге трансформируется в смс-сообщение. И если близится землетрясение, например, уведомление приходит за 15-20 секунд до первого ощутимого толчка. Как показывает практика, этого времени хватает для того, чтобы спасти жизни.
В случае, например, с цунами или наводнениями времени гораздо больше, следовательно, эффективность сервиса гораздо выше. Здесь также и сообщения о катастрофах техногенного характера.
О высокой эффективности системы рассказал глава казахстанского МЧС Владимир Божко, попутно вводя в курс дела по этапам внедрения системы оповещения: “Мы уже подписали договоры с операторами сотовой связи. У нас смс-оповещение вводят в Алматы, уже ввели в Жамбыле. Также и в Астане отрабатывают аналогичную систему. Конечно, есть свои технические сложности”. Какие именно, министр ЧС, к сожалению, не уточнил.
В то же время на сайте МЧС есть официальное сообщение, в котором упоминается только один оператор сотовой связи (он пришел на рынок сравнительно недавно). Так вот, известно, что только с ним подписали соглашение на экстренную рассылку. Там же говорится о том, что работы ведут и с другими операторами связи. Тем самым сегодня понимание всей серьезности этого сервиса только одной компанией выглядит как естественная реклама. Причем как очень дорогая реклама, где в качестве приглашенной звезды ролика выступает государственное ведомство. Но если серьезно - абоненты именно этой сотовой компании в случае ЧС получат преимущество.
Кстати, идею создания такого вот сервиса озвучили еще в прошлом году - планировали привлечь к этому делу не только сотовую связь. Например, “Твиттер”. Естественно, такое предложение приняли с удовольствием. Правда, в конечном итоге удовольствие, так сказать, сгладилось, а “ветки” в “Твиттере” так и не появилось.
Между тем в соседнем Кыргызстане подобный механизм работает уже целый год. В частности, два оператора - “Билайн” и “Фонекс” - начали оповещать абонентов о приближении лавин, селей и о других чрезвычайных ситуациях с июля 2011 года. Правда, в процессе внедрения этого сервиса там были свои сложности. А именно - МЧС не могло договориться с компаниями “Мегаком” и “О!”, так как сервис должен был предоставляться исключительно на бесплатной основе. Не имеем права утверждать, но не исключено, что у нас похожие, как это принято называть, “технические сложности”. Впрочем, это дело действительно государственной важности, так как в Казахстане практически каждый гражданин является держателем сотового телефона. И, вполне возможно, введение подобного сервиса необходимо решать на более высоком государственном уровне - попросту выставить условия. Или, если все действительно упирается в средства, профинансировать введение этой услуги непосредственно из государственного бюджета. А так, все как есть - этот договор с одной сотовой компанией (как и кампания смс-уведомлений о ЧС) - выглядит четко продуманным рекламным ходом.
И еще один момент. На той же пресс-конференции министр ЧС Божко рассказал и о других способах оповещения граждан о ЧС. В частности, поведал о технологиях перехвата телевизионного сигнала: “Моментально по нашему решению мы “перехватываем” сигнал здесь, в Астане, и он распространяется практически по всем городам. Поэтому, если сейчас что-то произойдет, об этом объявят не только посредством мобильной связи, но и телевидения”. В общем, есть возможность вклиниться. Хотя у каналов есть свои обязательства, например, перед рекламодателями и не всегда отечественными. Но на это, что совершенно понятно и здраво, никто большого внимания не обращает. Почему же сотовые компании находятся на особом положении, раз в течение года с момента первого заявления о введении сервиса на это согласился только один (если принимать во внимание официальную информацию) оператор? Интересно, кто вне системы - преданное принципу защищать МЧС или все же представители сотовых компаний? |