Ольга Шишанова
Переход к рыночной модели экономики, появление новых угроз и вызовов со стороны международного терроризма, увеличение количества природных и техногенных катастроф потребовали переосмысления роли и места существования государственного материального резерва
За более чем двадцатилетний период функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Казахстане произошли серьезные социально-политические изменения. Возникла настоятельная необходимость в создании и реализации новой идеологии противодействия катастрофам на долгосрочную перспективу, формировании принципиально иной концепции гражданской обороны, приведении системы государственного материального резерва в соответствие с возросшими требованиями времени.
Изменение климата, хозяйственное освоение регионов, подверженных стихийным бедствиям, урбанизация, усложнение производственных технологий ведут к росту риска подверженности населения мира чрезвычайным ситуациям.
Так, за последние 50 лет ущерб от природных катастроф в мире возрос в десять раз, а их частота - в пять раз. Начиная с 1960 года темпы роста экономического ущерба от стихийных бедствий опережают темпы роста объемов промышленного производства.
В то же время проблеме снижения уровней рисков в национальной политике придается приоритетный характер, поскольку в мире участились случаи массового поражения людей от террористических актов.
Казахстан в силу своего географического и политического положения не изолирован от вышеназванных мировых тенденций. Ежегодно прямой ущерб от чрезвычайных ситуаций в республике исчисляют суммой от трех с половиной до четырех с половиной миллиардов тенге, и то при отсутствии глобальных стихийных бедствий.
Основной причиной чаще является то, что от 30 до 60 процентов промышленных и гражданских зданий и сооружений в сейсмически опасных районах республики не отвечают требованиям сейсмостойкости. Обширные регионы Казахстана не имеют карт детального сейсморайонирования.
Кроме того, в Казахстане из 653 имеющихся гидросооружений 268, в том числе 28 крупных, нуждаются в срочном ремонте. При этом фактический износ водохозяйственных объектов составляет более 60 процентов.
Косвенный ущерб, по оценкам экспертов, в этом случае оценивают суммой примерно 15-20 миллиардов тенге, а ущерб от гибели людей и лечения пострадавших - свыше трех миллиардов тенге. Таким образом, в общей сумме это может составлять ежегодно до 25 миллиардов тенге.
Астана |