Нарисовать можно что угодно и как угодно. Важнее - кому это угодно?
Вопрос чисто символический
Столица страны обрела новый герб. Произошло это, как минимум, в пятый раз. Если иметь в виду общую историю данной темы. Наряду с тем, что город на реке Ишим четыре раза менял название, смена герба вписывается как бы в общий контекст проистекающей в стране жизни. Кто-нибудь помнит, каким был предыдущий герб Астаны? Или тот, что был у Акмолинска-Целинограда в советское время?
Сам же этот, наш жизненный, контекст уже не первый год формирует отношение граждан к подобным, чисто символическим вопросам, как к чему-то книжному и абстрактному. Подумаешь - герб. Или название. Сегодня он один (одно), завтра - другой (другое). Наша текущая повседневность каждый день преподносит такие задачи, что задумываться о гербах и флагах нам не пристало - не до этого.
Как писал сто лет тому назад выдающийся русский историк-геральдист Юрий Васильевич Арсеньев: “С конца XVIII века слышатся голоса о том, что занятия геральдикой и сфрагистикой, генеалогией не имеют научного значения. При этом забывая, что история - так же, как и геральдика - только тогда является самоценной, когда в ней остерегаются личных политических воззрений”.
Перефразируя эти слова, можно сказать так: символ только тогда становится символом и приобретает историческую, магическую, эстетическую ценность, когда освобождается от политики и возносится над ней. Символ должен вырасти и окрепнуть, как священное дерево. И так же, как у священного дерева, у символа должен быть необходимый исторический срок его почитания. Во всем этом есть элементы религиозного сознания общества. Так ведь и появление символов, по сути, обычай религиозный, освященный обоготворением сил природы, но в более ограниченной форме, относящейся к отдельным ее явлениям.
В советское время геральдику уничтожали как пережиток прошлого. То есть историю искореняли по причине того, что она была научным и объективным знанием о прошлом... А гербы заменяли псевдосимволами, отражающими сиюминутные политические соображения. Никто сейчас не вспомнит те совдеповские гербы-суррогаты, которыми наделялись города и области. И никому они не нужны, потому что являлись просто историческими курьезами.
В частности, новой властью был отвергнут, конечно же, и исконный герб города Акмолинска, утвержденный 5 июля 1878 года: “В зеленом щите серебряный памятник с двумя остроконечными башнями и куполом в середине, сопровождаемый в главе щита золотым полумесяцем”. То есть цвета Акмолинска: зеленый с золотом и серебром. И закрепилось это ровно 130 лет тому назад - аккурат к моменту наших торжеств по случаю утверждения новой столицы.
Любопытно, а что было бы, если б герб Акмолинска был утвержден не 5, а 6 июля 1878 года?..
Но вернемся к реальности. В одном из самых греховных занятий на земле - в политике - даже в цвет и форму вкладывается извращенный смысл. Коммунисты любили красный, потому и вся их символическая “палитра” этим цветом и ограничивалась. И уж никак нельзя было им согласиться с зеленым, расцвеченным золотом и серебром. Тем более с сакральным памятником и священным полумесяцем.
Сто лет тому назад Юрий Васильевич Арсеньев подробно писал о древних традициях тюрок Центральной Азии изображать родовую тамгу. Жаль, что исследования этих традиций были прерваны вскоре коммунистами.
И должного развития так до сих пор и не получили. Так же, как не прижились у нас и традиции почитать символы и должным образом относиться к геральдике, генеалогии, к памяти вообще. Иначе не меняли бы города и веси своих имен и символов при каждом поколении. И неповадно было бы никому посягать на прошлое, как на некий “материал” для удовлетворения своего тщеславия или жажды раболепства. |