|
Амина Джалилова
Покупка корпорацией “Казахмыс” акций холдинга ENRC, пожалуй, самая громкая сделка в секторе слияний и поглощений в истории Казахстана. Отношения трех игроков, участвующих в этом процессе (“Казахмыс”, ENRC, правительство), весьма любопытны. Со временем наблюдатели уже, наверное, запутались в том, кто кого покупает и чем все это закончится. Однако уже несколько месяцев назад было очевидно, что в Казахстане вот-вот появится невероятно крупная, влиятельная, сильная, дорогая корпорация, которая объединит добычу практически всех полезных ископаемых, за исключением разве что нефти и урана. И это свершилось
Эпоха прозрачных корпораций
Похоже, Казахстан действительно успешно интегрируется в мировую экономику, если и у нас появляются корпорации такого масштаба. Иными словами, и мы теперь перемещаемся в мир глобальных корпораций. Это, если вдуматься, позитивная тенденция. Потому как корпорации нового времени не только влиятельны (эта черта имелась и у таинственных мегахолдингов 90-х годов), но и открыты.
Напомним, “Казахмыс” стала в 2005 году первой в истории Казахстана и всего СНГ публичной компанией. Ее выход на Лондонскую фондовую биржу открыл новый этап в развитии казахстанской экономики, которая ступила на путь открытости бизнеса. Теперь любой желающий может прочитать, к примеру, финансовый отчет медной империи, а ключевые решения принимает общее собрание акционеров.
В принципе, любой казахстанец, обладающий небольшим, но все же капиталом, может стать одним из акционеров медного гиганта. И перед ним будет отчитываться самый богатый, по версии Forbes, человек страны - глава “Казахмыса” Владимир Ким.
“Казахмыс” - один из крупнейших в мире производителей меди. Это вертикально-интегрированная компания, в которую входят предприятия по добыче, переработке сырья и производству конечного продукта - медной катанки и катодной меди. “Казахмыс” также добывает цинк, золото и серебро. В корпорации работают около 64 тысяч человек.
Холдинг ENRC (Eurasian Natural Resources Corporation PLC) на протяжении многих лет был известен казахстанцам под именем Евразийской промышленной ассоциации (ЕПА) или “группы Машкевича”, как ее называли в народе. Контролировали ассоциацию Александр Машкевич, Патох Шодиев и Алиджан Ибрагимов - старые друзья и фигуранты списка миллиардеров Forbes.
ENRC так же влиятельна и сильна, как “Казахмыс”. Это один из столпов казахстанской экономики. Однако долгое время об империи Машкевича было известно немного. Входящие в нее предприятия существовали вроде бы независимо друг от друга, их связанность была не очевидной. А информацию о евразийской группе проще было почерпнуть от сарафанного радио, чем из официальных источников. Однако в конце 2007 года корпорация также вышла на IPO в Лондоне. Наряду с размещением “Казахмыса” это было одно из самых громких, самых значимых и самых ожидаемых IPO.
В 2006 году на долю ENRC приходилось 4 процента ВВП Казахстана, в холдинг входят не только добывающие, но и перерабатывающие, энергетические, транспортные и маркетинговые предприятия, разбросанные по всей стране. Число работников ENRC составляет 62 тысячи человек.
И еще несколько говорящих цифр. На 9 июня 2008 года рыночная стоимость ENRC составляет почти 34 миллиарда долларов США. Согласно опубликованной отчетности, за 2007 год доход от производственной деятельности достиг 4,1 миллиарда, а прибыль - 814 миллионов долларов. На 31 декабря 2007 года активы холдинга оценивались в 8 миллиардов 188 миллионов долларов США.
Теперь можно представить, что такое объединенная корпорация. Пожалуй, более влиятельной структуры в казахстанском бизнесе нет. Да и на мировой арене крупный производитель меди, алюминия, железной руды, золота, серебра, цинка, хрома привлечет внимание самых серьезных инвесторов.
Кто кого и как покупал
Складывается впечатление, что “Казахмыс” и ENRC тяготели к слиянию давно. По крайней мере, уже в 2005 году в “Казахмысе” обсуждалась возможность приобретения крупной доли ENRC, однако тогда совет директоров посчитал, что актив хоть и весьма привлекательный, но недостаточно прозрачный.
Тогда было принято решение, что акции ENRC приобретет Владимир Ким лично. И предоставит опцион на покупку “Казахмысу”. Речь шла о 18,8 процента ENRC. В октябре 2007 года, накануне IPO ENRC, медный гигант выкупил у г-на Кима эти акции. В тот момент компании, можно сказать, породнились.
Позднее, в ходе IPO, часть казахмысовского пакета была продана, осталось 14,59 процента.
Однако “Казахмыс” хоть и стал в 2007 году акционером евразийского холдинга, однако до звания крупнейшего держателя акций не хватало еще одного небольшого пакета.
Его-то на этой неделе и приобрела медная корпорация. Продавцом выступило правительство Казахстана. Оно передало медной корпорации 7,66 процента ENRC и оставило себе 11,65 процента.
Таким образом, “Казахмыс” стал главным акционером евразийского холдинга - его доля в 22,24 процента является самой большой. Это не совсем поглощение, конечно, пакет-то меньше 50 процентов, однако влиятельности в управлении ENRC у медного гиганта должно стать побольше. Правда, от дальнейшего увеличения своего пакета и доведения его до 100 процентов (то есть фактического поглощения) “Казахмыс” пока официально отказался.
Любопытная деталь: правительство отдало часть своего пакета акций не за деньги, а в обмен на бумаги “Казахмыса”. Теперь оно владеет 15 процентами медной компании. Если точнее, обеих компаний, так как через “Казахмыс” контролирует и ENRC. Вот такая сложная, на первый взгляд, но очень распространенная в мире схема. На рынке слияний и поглощений очень много сделок осуществляется именно таким образом: акции в обмен на акции.
Еще одна интересная деталь. Все могло сложиться с точностью до наоборот. Не только “Казахмыс” намеревался приобрести ENRC, но и ENRC высказывала намерение прикупить акции “Казахмыса”. Всего месяц назад ENRC была вынуждена сделать формальное предложение акционерам медной корпорации - и предложила на 20 процентов ниже текущей биржевой стоимости “Казахмыса”, что лондонские газеты назвали “смешным и несуразным”.
Но нынешняя сделка уже точно положительно повлияла на стоимость обеих компаний. Их акции на этой неделе заметно дорожали.
Государственный интерес
Что дает эта сделка казахстанскому правительству? Отдав часть пакета акций ENRC, оно фактически получило взамен и часть “Казахмыса”, и часть ENRC. Так сказать, балансировка инвестиционного портфеля. Чем больше в портфеле разных активов, тем меньше рисков. Завтра, к примеру, медь подорожает, а цинк подешевеет. Или наоборот. Всегда есть подстраховка.
Нужно думать, данная сделка - лишь фрагмент более широкой и долгосрочной правительственной программы по улучшению качества, преимуществ, которые страна получает от разработки ее минеральных ресурсов.
Мы уже видели коррекцию налогообложения и таможенных сборов, теперь происходит балансировка портфеля инвестиций. Все это направлено на достижение долгосрочного эффекта по оптимизации доходов народа Казахстана от эксплуатации национального природного богатства в условиях рыночной экономики.
Цены на различные металлы и металлургическую продукцию меняются ежемесячно и ежечасно, а социальные программы, которые финансируются за счет дивидендов, получаемых государством, страдать от этого не должны. Вот почему государству, как и любому мудрому инвестору, приходится балансировать свои инвестиции и сокращать зависимость от отдельных рисков. |