|
Ботагоз Омар
Электронное правительство пока имеет достаточно маленькую историю в нашей стране. Оно уже меняет менталитет как у нас, пользователей электронных услуг, так и у чиновников. Тем не менее на практике новая система внедряется пока очень сложно. Казалось бы, на эти цели уходят миллиарды государственных средств. А какова реальная отдача?
Пока главным мерилом реального правительства в измерении эффективности виртуального являются рейтинги нашей страны на мировой арене. Здесь есть существенные сдвиги, учитывая, что, по итогам 2011 года, наша страна поднялась в рейтинге ООН по развитию электронного правительства на восемь пунктов, заняв 38-е место из 190 стран.
При этом индекс онлайн-услуг вырос на 10 позиций, индекс телекоммуникационной инфраструктуры - на 14 позиций. По индексу е-участия, который определяется возможностями онлайн-общения граждан с правительством (блоги, твиттер, социальные сети, интернет-конференции), Казахстан вместе с Сингапуром занял второе (!) место.
На этом наша страна останавливаться не собирается. До конца 2012 года в электронный формат переведут до 60 процентов социально значимых государственных услуг, таково поручение главы государства. Для его выполнения Министерство транспорта и коммуникаций намерено довести число электронных госуслуг до конца этого года до 143.
Однако работа системы электронного правительства на практике пока не так безоблачна, как следует из бодрых обещаний глав министерств. Есть немало примеров, когда казахстанцы хотят оформить документы, как говорится, не выходя из дома, но потом выясняется, что им для этого легче прийти, как обычно, в госорган и получить необходимую бумагу, как говорится, в режиме офф-лайн.
Отрадно, что в этом году в направлении электронного правительства есть существенные подвижки. Если прежде граждане жаловались на то, что в госорганах на их вопросы практически не отвечали, а если отвечали, то не давали компетентных ответов, то теперь ситуация изменилась. Указанный на портале egov номер телефона сall-центр работает в круглосуточном режиме, и, как мы убедились на личном примере, операторы консультируют граждан по всем вопросам, причем для повышения культуры обслуживания ведется запись телефонных разговоров.
С одной стороны, электронное правительство - это интеграция большого количества разрозненных информационных систем и баз данных. Эта система позволяет выдавать необходимые документы с минимумом предоставляемых бумаг, так как предполагается, что с введением того же индивидуального идентификационного номера (12-значного, который есть уже почти на всех удостоверениях личности) отпадает необходимость в предъявлении РНН, СИК и домовой книги. Однако пока в финансовых учреждениях даже при оплате госпошлины требуется предоставление РНН, который, правда, уже со следующего года, если верить обещаниям глав министерств, должен стать достоянием истории.
Но, как показывает практика, даже сами казахстанцы не доверяют в полной мере бумагам на электронном носителе. Им легче принести документ с привычной еще с советских времен печатью и в ответ получить от сотрудников госоргана “ответку” с аналогичным заверением о получении документа, чем сидя дома отправить файл и получить в ответ код операции.
Как говорят сами представители IT-компаний (в том числе и отвечающие за продвижение электронного правительства), даже из их числа только 15 процентов специалистов пользуются услугами интернет-банкинга для оплаты коммунальных услуг: так надежнее.
Ругая правительство за миллиарды средств, вкладываемых в развитие электронного правительства, депутаты нередко заявляют, что лучше бы они ушли на реальные проекты в виде строительства новых дорог, школ и больниц. Однако, как показывает практика, не все эти средства в итоге затем осваиваются в полном объеме. Учитывая, с какими темпами сегодня развиваются компьютерные технологии, вложение денег в “электронную” инфраструктуру должно окупиться сторицей. Это сейчас возможности egov берут на вооружение в основном только единицы, но менталитет казахстанцев уже начинает меняться (сегодня редко встретишь молодого человека, мобильный которого не подключен к Интернету).
Но, как обычно, хочется, чтобы с каждым годом в этом направлении были только позитивные изменения. К примеру, сколько бы ни рекламировали введенную национальным железнодорожным перевозчиком кассу по оформлению ж/д билетов в электронном виде, в реальности все обстоит иначе. На прошлой неделе автор статьи тщетно пыталась в здании железнодорожного вокзала оформить подобную покупку через терминал. После длительных операций с введением параметров поездки на табло вышла надпись об отсутствии билетов. Однако они волшебным образом появились после часового ожидания в обычную кассу ж/д вокзала.
Парадокс? Скорее, издержки слишком быстро внедряющихся инноваций. Как и на примере с помпезно презентованными в Астане зданиями (которые после открытия потом год достраиваются), топ-менеджеры в погоне за рейтингами заявляют всему миру о том, что страна развивается по прогрессивным технологиям. А потом требуется не менее десяти лет, чтобы получатели услуг и специалисты, отвечающие за их внедрение, поняли, как достичь декларативных целей на самом деле.
Астана |