|
Ботагоз Торгаева
Недавно на сайте turkbirlik.com группа казахстанцев во главе с Мухтаром Тайжаном обнародовала свое заявление: “Таможенный и Евразийский союзы могут привести к потере независимости Казахстана”. Так ли это? Мы решили спросить об этом доктора экономических наук профессора Юрия Шокаманова, нашего соотечественника, прошедшего (в апреле 2012 года) по конкурсу на должность директора департамента статистики Евразийской экономической комиссии, широко известного в Казахстане эксперта, долгие годы возглавлявшего ключевые позиции в Агентстве РК по статистике, автора фундаментальных исследований в области человеческого измерения в Казахстане
- Юрий Камирович, разрешите прежде всего поздравить Вас с назначением на столь ответственный пост! Сейчас многие эксперты трех стран высказывают самые противоречивые мнения. Все эти годы Вы имели возможность видеть весь Казахстан в беспристрастных цифрах, а ныне у Вас появилась возможность взглянуть на все со стороны.
- Рассмотрим аргументы противников создания Таможенного и Евразийского союзов. По мнению оппонентов, создание Евразийской экономической комиссии, начавшей функционировать в качестве наднационального органа, как они пишут, “само по себе уже является прямым ущемлением суверенитета. Не исключено, что, по аналогии с ЕС, появятся общие президент, парламент, валюта Евразийского союза”. Авторы заявления отмечают, что с созданием Таможенного союза, еще до появления Евразийской экономической комиссии, мы лишились самостоятельной внешнеторговой политики. А уж создание Евразийского союза и вовсе лишит Казахстан политической независимости.
Интересно, что противники Таможенного союза не против интеграции вообще. Например, они за вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, и они не беспокоятся, что Казахстан при этом будет ограничен в проведении самостоятельной внешнеторговой политики. Аргументация авторов проста: “Там есть страны меньше Казахстана и экономически, и демографически”.
Главный аргумент оппонентов заключается в том, что в нашем Таможенном союзе, в отличие от Европейского союза, экономическая мощь отдельных игроков значительно различается. Они пишут: “У нас в ТС и ЕЭП Россия экономически крупнее Казахстана минимум в 10 раз, Беларуси - в 34 раза! В связи с этим ни о каком реальном равноправном балансе интересов тут нельзя говорить”. Однако аналогичные цифры можно найти и в Европейском союзе, и в Североамериканской зоне свободной торговли NAFTA, в которую входят Канада, Мексика и США.
- Интересно, какие это цифры?
- Сравним, например, по экономической мощи отдельные страны ЕС с самой крупной в экономическом плане страной ЕС - Германией. Так, например, объем производства ВВП по паритету покупательной способности Греции примерно в 10 раз меньше, чем в Германии, то есть ситуация подобна той, что в нашем Таможенном союзе между Россией и Казахстаном. А такая довольно развития страна, как Люксембург, которая еще в 1957 году вошла в шестерку стран, образовавших Европейское экономическое сообщество, по экономическому потенциалу в 67 раз меньше Германии. А что говорить про кандидатов в ЕС - Исландию и Черногорию, экономический потенциал которых меньше потенциала Германии соответственно в 275 и 380 раз!
Аналогично в Североамериканской зоне свободной торговли NAFTA. Экономическая мощь США превышает экономическую мощь Канады и Мексики соответственно в 11 и 9 раз. Однако никто не ставит вопроса о потере суверенитета Канады или Мексики в связи с вхождением этих стран в NAFTA.
- Эксперты считают, что образование Таможенного союза привело к росту цен. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Это самый интересный вопрос для большинства населения стран - членов Таможенного союза. Попробуем ответить, что же принес Таможенный союз для простых граждан Казахстана.
На момент формирования единого таможенного тарифа у трех стран совпадало 40 процентов ставок импортных таможенных пошлин. По остальным велся переговорный процесс, который привел к росту среднего уровня импортных пошлин в Казахстане с 6,2 процента до 10,6 процента, что, конечно же, привело к некоторому росту потребительских цен на импортные товары, завозимые из третьих стран. Однако в целом это не повлияло ни на ввоз товаров в Казахстан, ни на общую инфляцию.
Так, импорт товаров в Казахстан из стран вне Таможенного союза в 2011 году вырос на 18,5 процента, а за первые 4 месяца 2012 года - на 40,9 процента. В то же время объем взаимной торговли в Таможенном союзе вырос на 32,1 процента, а за 4 месяца - на 16,9 процента. То есть создание Таможенного союза не привело к возникновению барьеров перед импортом товаров из третьих стран, а объем взаимной торговли продолжал расти.
Инфляция по итогам 2011 года составила 8,3 процента, что ненамного больше, чем в 2010 году. За первые пять месяцев 2012 года к соответствующему периоду прошлого года составила всего 5 процентов. Как видите, существенного роста инфляции в 2011 году не произошло, а в первые 5 месяцев 2012 года она уже была заметно ниже, чем за последние годы, что позволило Национальному банку Казахстана 14 февраля текущего года снизить ставку рефинансирования с 7,5 до 7 процентов.
- 18 ноября прошлого года президенты России, Белоруссии и Казахстана провозгласили переход к новому этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, которое начало действовать с 1 января текущего года. А к 2015 году намечено перейти на новую степень интеграции - Евразийскому экономическому союзу. В чем отличие новых ступеней интеграции от Таможенного союза, и каковы дальнейшие перспективы интеграции?
- Отличие Единого экономического пространства от Таможенного союза заключается в том, что помимо свободного перемещения товаров в рамках Единого экономического пространства обеспечивается свободное перемещение и услуг, капитала и рабочей силы. Дальнейшее развитие связано со свободным перемещением всего, что легально производят на территории одного из государств Единого экономического пространства, то есть сертификатов, дипломов, лицензий и так далее.
Для того, чтобы все это заработало, подготовили ряд соглашений. Например, в соответствии с соглашением о согласованной макроэкономической политике, с 1 января 2013 года определят количественные параметры - годовой дефицит государственного бюджета, который должен быть не выше 3 процентов ВВП, государственный долг - не выше 50 процентов ВВП, уровень инфляции, не превышающий лучший показатель среди участников Единого экономического пространства более чем на 5 процентов.
Далее соглашением по конкуренции установлены единые принципы и правила конкуренции для всех сторон, определен порядок ценового регулирования на товары, в части рассмотрения дел по нарушениям на трансграничных рынках полномочия передаются с 2013 года ЕЭК.
И много других соглашений, которые создадут условия для успешного функционирования будущего Евразийского союза.
- Что ждет постсоветскую интеграцию дальше?
- Скорее всего, к странам Таможенного союза и Евразийского экономического пространства присоединятся еще две страны, входящие в ЕврАзЭС, - Кыргызстан и Таджикистан. То есть фактически три разных уровня интеграции сольются в один. А в 2015 году, когда Евразийский союз заработает в полную силу, встанет вопрос и о валютном союзе.
- Не могли бы Вы провести сравнение процессов интеграции на постсоветском пространстве с процессом интеграции в Европе?
- Параллели, конечно, можно проводить. Тем более что при осуществлении интеграции на постсоветском пространстве все время изучается опыт Европейского союза. Первый шаг в сторону современного ЕС сделали в 1951 году Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия, которые подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. В 1957 году эти же страны учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии.
В последующем к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания и Португалия. А в 1992 году страны ЕЭС подписывают Маастрихтский договор о создании Европейского союза. То есть от ЕЭС к ЕС страны Европы шли 35 лет. И дата образования Европейского союза совпала с распадом Советского Союза. Это настолько потрясло находившуюся в декабре 1991 года в Маастрихте Татьяну Дмитриевну Валовую, работавшую тогда в представительстве при ЕЭС, ныне члена Коллегии ЕЭК, что позволило ей перефразировать ритуальную фразу французских королей: “Союз умер, да здравствует Союз!”.
После 1992 года на постсоветском пространстве сначала возобладали процессы дезинтеграции. Но уже в 1995 году руководители Казахстана, России, Беларуси и присоединившиеся к ним позже Киргизии и Таджикистана, подписали первые договоры о создании Таможенного союза. В 2000 году на этой базе создали ЕврАзЭС. После этого процесс создания Таможенного союза вновь затормозился. Однако 6 октября 2007 года в Душанбе Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории, формировании Таможенного союза и учреждении Комиссии Таможенного союза как единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза. И с этого момента процесс интеграции вновь ускорился.
С 1 июля 2010 года ввели в действие Таможенный кодекс союза, который ввел на территории ТС единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. А 18 ноября 2011 года президенты сторон приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству (ЕЭП). Данное решение является следующим шагом к формированию в перспективе Евразийского экономического союза. |