Ольга Шишанова
Несмотря на то, что в Казахстане стартовала подготовка к XXVIII зимней Всемирной универсиаде, существует большая вероятность, что очередной массовый праздник спорта снова может превратиться в “одноразовую” акцию, а спортивные объекты после проведения будут простаивать
Почти 1,3 миллиарда долларов затратили на строительство спортивных объектов к Азиаде. И большинство из них сегодня в буквальном смысле простаивают. Ожидавшегося “массового приобщения населения к здоровому образу жизни”, увы, не получилось. Любителей спорта отпугивает от новейших спортивных объектов маленькая деталь - большая цена доступа к их услугам. А потому построенные или обновленные дворцы и арены чаще всего простаивают в пустоте. Либо используются под далеко неспортивные цели.
Универсиада должна обойтись в более скромную сумму - около 950 миллионов долларов. Эти деньги запланировали вложить в строительство ледового дворца, двух ледовых катков, студенческого городка, олимпийской деревни и достроить международный терминал аэропорта в Алматы. Однако и эти объекты могут оказаться малорентабельными или вообще убыточными.
Согласно данным мониторинга Агентства РК по делам спорта и физической культуры, охват спортивными услугами населения в стране сегодня едва дотягивает до 20 процентов, в то время как в советское время этот показатель колебался в разные годы от 40 до 80 процентов. В мировой практике фигурирует цифра не менее, чем в 30 процентов.
Основными проблемами в отношении детского спорта сегодня можно назвать недостаточный охват детей детско-юношескими спортивными школами и острую нехватку спортзалов, спортивных площадок, дороговизну бассейнов и, как следствие, отсутствие возможностей развития массового спорта среди молодежи.
По данным того же агентства, в настоящее время в республике существуют 11 областных школ-интернатов для одаренных в спорте детей, 15 школ высшего спортивного мастерства и 17 центров по подготовке олимпийского резерва. В них обучаются 7211 детей, их обучение обеспечивают 938 тренеров. Однако остальным детям, которых несомненное большинство, повезло меньше. Более 27 процентов сегодняшних школ не имеют спортзалов. Но даже там, где они есть, почти 40 процентов спортинвентаря не обновлялось в течение последних 20 лет, а 85 процентов спортивных залов школ укомплектованы самодельным спортивным оборудованием.
В свое время особую роль отводили детско-юношеским спортивным школам, которых до 1991 года насчитывалась 631. Сегодня их нет вообще. Также работа специальных классов по видам спорта в общеобразовательных школах и детские дворовые клубы по месту жительства были свернуты еще во времена пресловутой перестройки.
Большинство спортивных сооружений, которых в республике насчитывается сегодня около 33 тысяч, приватизировали, секционная работа в них стала платной и для большинства детей по-прежнему остается недоступной. То есть как для детей, так и для взрослых основной проблемой все так же является дороговизна спортивных объектов.
Так, дневной абонемент посещения Шымбулака обойдется сегодня в шесть с половиной тысяч тенге взрослому и в три с половиной тысячи тенге ребенку, плюс 600 тенге - каждый подъем по канатно-кресельной дороге. Дневной абонемент для посещения более-менее приличного бассейна в одном из столичных отелей стоит почти шесть тысяч тенге. И это без учета занятий в спортивном зале, за вход в который предусмотрена отдельная плата.
Конечно, Азиада-2011 - нужное мероприятие, и по поводу зимней Универсиады-2017 никто не спорит. Только на фоне миллиардных затрат как-то бледно и неудовлетворительно выглядят обещанные правительством цифры увеличения количества занятой массовым спортом молодежи на 25 процентов к 2015 году, и увеличения на 85 процентов школ, которым через десять лет обещают построить спортзалы.
Астана |