|
Юлиана Жихорь
Государство возьмет под контроль распространение новых религиозных культов, но не будет ставить кассовые аппараты в церквях. Один из самых громких законопроектов нынешнего сезона в среду одобрен мажилисом в первом чтении
Закон “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” - один из самых незыблемых документов страны. За все время существования (с 15 января 1992 года) поправки в него вносятся лишь в пятый раз. Зато какие...
Фактически государство устанавливает жесткий контроль за деятельностью религиозных организаций. Документ, инициированный 8 депутатами (среди них два маститых сенатора - ветераны парламента), направлен на ужесточение правил регистрации религиозных объединений. Он четко очерчивает права религиозных проповедников, а главное, обозначает запреты на проведение определенных видов деятельности.
Одним из важнейших новшеств, вводимых законопроектом, станет изменение правил регистрации религиозных объединений. Инициаторы предлагали ввести в документ норму о том, чтобы свое согласие на регистрацию местного религиозного объединения давали пять тысяч человек. Однако в ходе работы над документом число соглашающихся граждан уменьшилось в 10 раз. При этом государство будет четко отслеживать качество подобных конфессиональных ячеек.
Кроме того, документом вводится запрет на деятельность религиозных объединений, “склоняющих и принуждающих к разрушению семьи, препятствующих получению обязательного среднего образования, наносящих ущерб нравственности, здоровью граждан, принудительно вовлекающих в свою деятельность граждан и (или) препятствующих в выходе из религиозного объединения, в том числе путем применения насилия или угрозы его применения, использования зависимого положения, гипноза либо путем обмана”.
Наконец-то наши парламентарии одумались и решили запретить бездумное распространение религиозной атрибутики. Теперь религиозная группа (к таковым у нас относятся все, кроме традиционных в Казахстане ислама, православия, иудаизма и католичества) будет не вправе учреждать предприятия по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения; основывать, арендовать и содержать открытые для широкого доступа места богослужений или религиозных собраний, а также места, почитаемые последователями иных религий.
И, что немаловажно, “проповедовать и распространять вероисповедание вне религиозной группы”. В общем, можно распространять веру и ее литературу лишь в специально установленных местными исполнительными органами стационарных помещениях.
Кстати, памятуя о “карикатурных” скандалах в Европе, проект закона включает запрет на распространение и размещение текстов и изображений, проведение публичных мероприятий, оскорбляющих религиозные чувства граждан, в общественных метах и в пределах ста метров от культовых зданий.
Вся поступающая в страну религиозная литература будет проходить жесткий контроль религиоведческой экспертизы.
Эта же экспертная комиссия будет активно задействована и в процессе регистрации религиозных объединений.
Для регистрации теперь необходимо будет предоставить сведения не только об основах вероучения и соответствующей ему практики, но и об истории возникновения конфессии и данного религиозного объединения, формах и методах его деятельности, об отношении к браку и семье, образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей в отношении гражданских прав и обязанностей.
В случае, если вероучение ранее было неизвестно Казахстану, то лицензия может быть приостановлена на 6 месяцев - для более полного изучения его “профпригодности”. (К слову, согласно документу, все религиозные организации, ныне действующие в Казахстане, должны будут пройти процедуру перерегистрации в течение 18 месяцев.)
Влиять на умы неоперившихся (в плане веры) граждан, завлекая их в свою “церковь” бесплатными подарками и обедами (разумеется, взамен на членство) теперь будет тоже запрещено.
Что касается самого спорного пункта проекта закона - финансирования, то документом вводится запрет на использование средств, полученных незаконным путем. Правда, как будет выясняться: законные они или “грязные”, председатель рабочей группы по законопроекту Камал Бурханов так и не сказал. Пояснив лишь, что специальные органы разберутся.
Одним из важнейших предложений, анонсировавшихся инициаторами, была установка фискальных кассовых аппаратов в храмах для учета пожертвований через кассу. Однако в ходе обсуждения это предложение было снято. Равно как и предложения запретить принимать пожертвования от анонимных и иностранных граждан и организаций и проводить учет пожертвований с участием представителей местных акиматов.
Вопреки обещаниям квотировать число иностранных миссионеров тоже не будут.
Столько острых углов депутаты умудрились сгладить всего за 10 недель и 30 минут. И это при том, что изначально они намеревались подготовить по законопроекту заключение до 1 декабря. С такой скоростью парламентарии, видимо, одобрят документ во втором чтении гораздо раньше запланированного срока.
Между прочим на одном из 4 проведенных в парламенте круглых столов один из экспертов так охарактеризовал законопроект: “Он содержит положения, которые выполнимы как для государственных органов, так и для религиозных объединений. Критика его положений возможна лишь по причине шестнадцатилетнего абсолютного невмешательства государства в развитие религиозной ситуации, что привело к правовому нигилизму со стороны некоторых религиозных объединений”. Без комментариев...
Астана |