|
Юлиана Жихорь
Утро вторника началось в Астане с обсуждения проблем макроэкономической политики. Экономисты, среди которых было два нобелевских лауреата по экономике “за вклад в динамическую макроэкономику”, а именно за временной фактор экономической политики и силы, управляющие деловыми циклами, Финн Кадланд и Эдвар Прескотт попытались дать ответ на вопрос: что же ждет мировую экономику в ближайшие пару лет - турбулентность или “идеальный шторм”. Чуть позже на эти же вопросы попытался ответить еще один экономист с мировым именем - президент компании RGE Monitor, профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини.
Выяснилось, что в ближайшие пару лет экономисты не предвещают миру ничего хорошего
Так, Рубини считает, что еврозону ждет распад. В частности, он считает, что спасти Грецию будет “очень и очень сложно. И поэтому, возможно, будет выход из еврозоны”: “Это нужно сделать упорядоченно... чем пытаться всеми силами сохранить Грецию в еврозоне. Потому что рецессия превращается в депрессию... Ситуация в Греции становится столь дисфункциональной, что в конечном счете мы видим реальные проблемные ситуации, потому что реформы занимают слишком много времени... Согласится греческое общество еще 5 лет страдать от депрессии? В результате социально-политической нестабильности даже могут быть проявления крайнего экстремизма... Выход Греции из еврозоны будет лучшей альтернативой, нежели переживать постоянно этот экономический ужас”.
Финн Кадланд попытался понять, что делать политикам, дабы преодолеть многолетнюю неопределенность в экономике и добиться долгосрочного роста. Оказалось, что все просто: рост будет, если политика станет предсказуемой, а власти - ответственными: “Государство, правительство может изменить среду. От правительства зависит, будет ли эта среда и будущее более стабильным и определенным или рискованным и неопределенным. Будут ли с инвестиций снимать большие налоги, будет ли развитие экономики”.
По мнению нобелиата, необходимо отходить от традиции сильного вмешательства государства в экономику. Так, Кадланд считает, что политика государства в отношении центральных банков порой противоречит задачам по развитию страны. Изменить это возможно, если “изолировать макроэкономику от политического давления”. Тогда можно будет добиться стабильности. В противном случае, говорит экономист, получится как в Аргентине, где председатели Нацбанка меняются почти ежегодно (а в 2003 году аж 4 раза), в результате чего страна до сих пор не может реализовать вполне хорошие перспективы роста: “Это (частая смена председателей нацбанка. -
“НП”) показатель того, как вообще монетарная политика не работает в стране, ну и в общем экономика тоже”. Кстати, по мнению нобелиата, улучшение ситуации в Аргентине в последние годы не есть результат выверенной политики руководства страны, а происходит исключительно благодаря высоким ценам на сырье.
Такого же мнения о роли государства эксперт придерживается и в части регулирования банковской системы. “Я считаю, что бюрократы из правительства не самые лучшие люди, которые должны управлять банковской системой”, - заявил он.
Аналогичная ситуация и с инновациями. Финн Кадланд привел пример экономики Китая, базирующейся именно на государственной системе управления ресурсами: в банковской системе Китая в основном доминируют государственные банки, которые предпочитают работать с государственными компаниями. “В этих государственных компаниях дела идут неплохо, они генерируют прибыль, потому что у этих компаний есть доступ к финансам банков и также они используют очень дешевую рабочую силу. Неудивительно, что они процветают”, - считает нобелиат. Но, констатирует он, именно по причине легкости доступа к ресурсам и стабильности прибыли в этих компаниях не развиваются должным образом инновации. А именно они, по мнению экспертов, и являются движущей силой экономики и могут “в долгосрочной перспективе вывести экономику страны на качественно новый уровень”. Но у инноваторов, в Китае в частности, “проблемы с получением финансов на финансирование своих проектов”.
Впрочем, результаты такой политики, по мнению экспертов, не заставят себя долго ждать. Как заявил Кадланд, такой подход “рикошетом ударит по экономике Китая и негативно отразится на экономическом росте этой страны”.
Кстати, Нуриэль Рубини считает, что Китай уже пожинает плоды своих экономических подходов. Он вновь заговорил о том, что ожидает “жесткой посадки” китайской экономики в 2013-2014 годах. По его мнению, Китай уже начал проседать - рост ВВП в I квартале нынешнего года составил 6,6 процента против 9 процентов в 2011 году. Даже либерализация юаня не станет спасением для Китая в ближайшее время - процесс либерализации, по мнению Рубини, займет 10-20 лет.
|
Финансово-экономический пророк Нуриэль Рубини в свое время предрек мировой финансовый кризис |
Тем не менее, по мнению большинства экспертов, в ближайшие годы мир будет наблюдать все возрастающее доминирование развивающихся, растущих рынков над развитым миром. “Мир пошел с Запада на Восток”, - заявил главный операционный директор компании Ernst & Young Global Джон Ферраро. В том числе и благодаря тому, что развивающийся мир (в том числе и Казахстан) еще не успел накопить много государственных долгов, растущее население, растущий средний класс и растущие торговые и финансовые потоки. “В целом растущие рынки являются более устойчивыми к развитию”, - заявил Ферраро.
Эксперты его компании составили целый отчет об инвестиционной привлекательности Казахстана (по сути, об оценке экономики нашей страны инвесторами). И пришли к интересному выводу: 85 процентов респондентов считают, что Казахстан - самая привлекательная страна СНГ для инвестиций, а еще 92 процента говорят о том, рассматривай они Казахстан сегодня “как в первый раз”, обязательно бы вложили сюда инвестиции. Но, отмечают эксперты Ernst & Young Global, такого мнения придерживаются лишь инвесторы, которые уже работают в Казахстане. Из “внешних” или потенциальных инвесторов инвестклимат Казахстана положительно оценивают лишь 18 процентов опрошенных.
Директор бизнес-группы ЕБРР по странам Турции, Восточной Европы, Кавказу и Центральной Азии Оливье Декамп считает, что инвестиционному имиджу Казахстана мешает целый ряд факторов: проблемы с таможней, высокий уровень коррупции, недостаточность технических инноваций и “отсутствие взаимодействия между малым и средним бизнесом”. По мнению Декампа, потенциал прямых иностранных инвестиций может увеличиться, если “роль государства в экономике будет снижена или перенаправлена в другие сегменты”.
Так, Декамп считает, что инфраструктуру (в частности, электроэнергетическую) давно пора демонополизировать, передав часть управления ею в руки частного сектора. Но самое главное, на что обращали внимание все эксперты, говорившие на тему развивающихся рынков (включая Казахстан) и их будущей роли в мировой экономике, это образование трудовых ресурсов.
Так, Кидланд считает, что Казахстан и Азербайджан (он особо выделял эти две страны на постсоветском пространстве) при всей сегодняшней стабильности в будущем столкнутся с проблемой жизнеспособности экономик: “Крупнейшей, основной проблемой будет для этих стран, несмотря на то, что они будут расти, экономики будут расти, - это жизнеспособность экономик. И также применимость знаний рабочей силы в разных отраслях. То есть развитие трудовых ресурсов. Это одна из основных проблем, я считаю, как для одной, так и для другой страны”.
Лауреат Нобелевской премии Эдвард Прескотт считает, что важно использовать не просто ресурсы, а адекватно оценивать их продуктивность и производительность: “Но даже если они эффективны (это мы называем продуктивностью), необходимы капитальные инвестиции. В том числе необходимо обучаться новым знаниям, новым профессиям”. “Что усиливает производительность труда? - задал он вопрос и тут же на него ответил: - Хорошее правительство”. “Вы можете поддерживать рост производительности, например, снижая коррупцию... Также необходимо развивать предпринимательство в стране и расширять существующий бизнес, а не только создавать новый”.
Но самое важное, говорил нобелиат, это право собственности. “Вам нужно создать широкую базу собственников. Например, вы можете использовать часть денег, которые вы получаете от нефти, и перечислять какую-то часть, какую-то долю этих денег на депозиты каждого казахстанца. И тогда ваш народ сможет инвестировать свой капитал. Я думаю, это было бы хорошо”.
Астана |