|
Алла Иванилова
Внедренный около года назад институт медиации пока себя не зарекомендовал. О применяемой вот уже более 40 лет во всем мире процедуре урегулирования споров многие казахстанцы до сих пор не знают, а правоохранительные органы не утруждают себя “пиаром”, желая оставаться приверженцами “карательной” системы
В январе прошлого года в Казахстане приняли Закон “О медиации”, а уже с августа начал работать новый для нашей страны институт. Медиация - это процедура урегулирования споров между сторонами при содействии нейтрального лица, помогающего конфликтующим прийти к взаимовыгодному соглашению. Процедура примирения может применяться в спорах по гражданским, трудовым, семейным делам, в ювенальной юстиции, а также по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Ей можно воспользоваться как в досудебном порядке, так и в ходе гражданского процесса. Новая форма альтернативного разрешения споров помогает сторонам не только сэкономить деньги (при обращении к медиатору госпошлину не оплачивают и не нужны дорогостоящие услуги адвоката), время (в отличие от судебной, эта процедура значительно короче), но найти приемлемый вариант разрешения спора и решить его конфиденциально. Кроме того, медиация должна снизить нагрузку в судах и тем самым повысить качество правосудия.
Первые результаты работы за более чем девять месяцев функционирования медиации в Казахстане показывают, что количество дел, разрешенных таким способом, по сравнению с делами, рассмотренными в судах, - это даже не капля в море, а величина значительно меньшая. К сожалению, медиация еще не нашла в обществе того понимания и применения, которого заслуживает.
По результатам опросов граждан, представителей бизнеса, судей, работников правоохранительных органов, адвокатов, практикующих медиаторов напрашивается вывод, что население страны еще мало знает о процедуре урегулирования споров. Некоторые слышали о медиации, но опасаются к ней прибегать, поскольку в обществе еще не сформировалось доверие к этому новому для Казахстана правовому институту.
Медиация расширяет доступ к правосудию отдельных категорий граждан, в том числе из уязвимых слоев населения, но уполномоченные на то государственные органы устранились от ее продвижения, не принимают мер для того, чтобы народ в доступной форме и в достаточном объеме получал информацию. Существующие центры медиации работают сами по себе и не находятся “под крылом” госорганов. Поэтому отсутствует госзаказ на социальную рекламу, информационные ролики. Хотя, согласно законодательству, судьи, дознаватели, следователи, прокуроры обязаны разъяснять подсудимым, обвиняемым и подозреваемым их право на урегулирование спора в порядке медиации. Акимы районов в городах, городов районного значения, поселков должны формировать и вести реестры непрофессиональных медиаторов и, таким образом, вносить свой вклад в информирование населения об этой процедуре. Однако на практике ничего этого не делают. Правоохранительным органам легче решить вопрос привычным карательным способом - оштрафовать или посадить человека, чем выступать в роли “миротворца”. Об этом говорит и статистика: за девять месяцев провели около 380 процедур примирения. Большая часть - по гражданским спорам и только 6 - по спорам, возникающим из-за уголовных дел. Более 85 процентов медиаций завершилось заключением соглашения. В свое оправдание сотрудники правоохранительных органов называют порой смешные причины, например, что в зданиях нет специального кабинета, где можно было бы проводить такие процедуры. Но главное, как известно, желание, а остальное приложится.
Принятый Закон “О медиации” оказался несовершенным, и многие его нормы требуют изменений. В частности, необходимо выработать меры, активизирующие государственные структуры на продвижение этого института. В совершенствовании нуждается законодательство и в части подготовки медиаторов. В Казахстане этой профессии обучают многие: иностранцы по собственным программам и даже люди, у которых отсутствует квалификация медиатора и нет практического опыта. Качество подготовки таких специалистов никто не контролирует, что, естественно, не лучшим образом влияет на оказание услуг медиации. При этом в реестре профессиональных медиаторов сегодня числится более 190 медиаторов.
Организации медиаторов, на которые сегодня легло основное бремя продвижения этой процедуры, намерены и дальше активно проводить эту работу. Но они все же надеются, что государство не останется в стороне.
Астана |