|
Константин Маскаев
Как материальная или гуманитарная помощь в Казахстане оказалась где-то в области серой бухгалтерии? Для кого благотворительность действительно благо, а для кого это головная боль? Почему отечественное законодательство отсекает стимулы творить добро?
Много вопросов, ответы на которые известны благотворительным фондам. И в рамках чего руководители НПО очень стремятся построить диалог с государством
Этому будет посвящена ставшая теперь уже ежегодной Международная научно-практическая конференция “Благотворительность в Казахстане” - самая большая дискуссионная площадка для осмысления проблем развития благотворительности в стране и обмена опытом, которую запланировали на 31 мая. А пока инициатор и организатор конференции благотворительный фонд “Бауыржан” заявляет актуальную тему: “Благотворительные фонды Казахстана: эффективность и прозрачность” и презентует весьма любопытный ресурс
www.verification.kz
, где предлагает благотворительным фондам размещать информацию о своей деятельности и, что очень важно, публиковать финансовые отчеты. К тому же это даст определенные гарантии целевого использования средств.
Публиковать свои годовые отчеты в части, где они касаются социальной политики, предлагают и коммерческим компаниям.
Расчет в первую очередь на то, что некоммерческим организациям будет проще определить партнеров в реализации социальных проектов. А кроме того, такая демонстративная прозрачность, по мнению организаторов, изменит отношение государства и налоговых органов к филантропии и меценатству.
- Мы не обладаем данными, сколько средств, используемых на благотворительные цели, проходят через теневые схемы. Но есть, например, официальные и публичные данные. Только по Алматы этот объем превышает сто миллионов долларов в год, - говорит президент фонда “Бауыржан” Жулдыз Омарбекова.
То, что наряду с этим немалую часть средств приходится прятать - это, по-видимому, наша почти эксклюзивная, но отнюдь не передовая практика.
Многие некоммерческие организации, действующие в республике, реализуют жизненно важные социальные проекты, адресуя их наиболее уязвимым слоям населения: инвалидам, сиротам, ветеранам, малоимущим. Занимаются они и вопросами общественной значимости в более широком смысле, например, встают на защиту экологии или прав человека.
Эта деятельность так или иначе способствует социальной и политической стабильности и повышению уровня благосостояния казахстанцев. Законодательство позволяет благотворительным организациям находить финансирование в таких источниках, как иностранные гранты, госзаказы и пожертвования компаний и частных лиц.
Но известно, что казахстанское законодательство освобождает от налогов лишь ту малую часть средств, направленных на благотворительность, которая умещается в 3 процента от прибыли компании. Все, что превышает эти проценты, облагают налогом. Здесь закон остается “сырым” и недоделанным, убеждены в благотворительных организациях. В законе нет убедительных стимулов для благотворительной деятельности.
В то же время есть мнение, которое высказывает руководитель частного благотворительного фонда “Аяла” Жангелды Сарсенов, что в Казахстане было бы достаточно использовать принцип “не мешать” со стороны государства. Если государство перестанет мешать работе благотворительных организаций, помощь компаний, фондов и частных лиц выйдет на очень высокий уровень. Впрочем, как было сказано выше, этот уровень и так не назовешь низким. Но отсутствие адекватного законодательства в этой области уводит часть благотворительной деятельности в тень. Это выглядит как парадокс, но это так.
- Мы говорим фондам и компаниям: хвалитесь, делитесь информацией о тех полезных социально значимых делах, которые вы подарили людям, - говорит президент фонда “Бауыржан” Жулдыз Омарбекова. - На что они отвечают, что это закрытая информация! Представляете, наши законы и отношение государства к благотворительной деятельности заставляют относить благие дела к корпоративным секретам. Не говоря уж о финансовом выражении этих дел.
Во многих европейских государствах работают законы, которые поощряют благотворительную деятельность. Это особые льготы и преференции и для самих благотворителей, и для физических и юридических лиц, которые финансами, товарами и услугами поддерживают такие проекты. В свою очередь, благотворительные организации несут особую ответственность за то, чтобы средства, которые они получают, направили на общественную пользу.
Как убеждена руководитель международной экспертной организации Центр некоммерческого права Айгуль Каптаева, баланс между требованиями по отчетности и преференциям является критическим для благотворительной деятельности. Если требования по отчетности несоразмерны, становятся слишком сложными для некоммерческой организации - по сравнению с льготами, некоммерческие организации потеряют интерес к получению статуса благотворителя. К сожалению, заключает Айгуль, это основная проблема законов о благотворительности, которая характерна для государств СНГ: Кыргызстана, Грузии, Украины, Молдовы и Болгарии, где благотворительная деятельность почти свернулась.
Многие участники предстоящей конференции убеждены, что в Казахстане нужно усовершенствовать законодательство, и разработали соответствующий законопроект, который и представят. К диалогу приглашаются все, кто в теме. В том числе налоговики. Организаторы надеются, что работа не окажется напрасной.
Справка “НП”
Казахстан сохраняет 121-е место из 153 в рейтинге стран по уровню развития благотворительности. В то же время в топ-20 только что вошли Таиланд, Марокко, Нигерия и Либерия. Странам Восточной Европы так и не удается войти в это число. |