Парламентский альбом
Юлиана Жихорь
Народные избранники в последнее время все чаще выражают недовольство “странностями” национальных политик государств-соседей. И, естественно, бурное возмущение равнодушием собственных властей
Серикжан Мукашев возмущен старой, как независимость Казахстана, ситуацией - разницей в оплате труда казахстанских и иностранных рабочих. В АО “СNBC Актобе Мунайгаз” (контрольный пакет принадлежит китайской инженерно-строительной компании) зарплата начальника отдела из числа иностранных специалистов превышает 201 тысячу тенге, казахстанский специалист на этой же должности получает лишь 139 тысяч. Аналогичные факты в водной китайской нефтяной инженерно-строительной компании “ТОО Книзк”. В АО “Сейбесе Актобе Мунайгаз” иностранцам кроме отпускных выплачивается еще по 3 тысячи долларов в виде возмещения расходов к месту проведения ежегодных отпусков, казахстанцам - ни копейки. “Тем самым, естественно, ущемляются их права”, - возмущен депутат.
В этой же компании из фонда заработной платы не перечисляются средства в госфонды социального страхования, выявлены факты неправильного отчисления средней заработной платы для расчета пособий по беременности и родам. В АО СNВС превышают предельное количество сверхурочных часов - более чем на 40 часов за год. Работники АО “ТНК-Газпром” привлечены к работам в две смены подряд, что противоречит законодательству.
Китайцы не только мало платят нашим рабочим, они еще и обманывают казахстанскую миграционную службу: в одной компании работали три повара-нелегала, в другой те же повара числились инженерами-технологами, электриками и буровыми мастерами.
Но больше всего парламентария возмущает тот факт, что акиматами не предпринимаются меры по защите интересов собственных граждан: “Проверки проводятся, как правило, по факту какого-либо социального обострения и носят избирательный характер”.
Мажилисмен Мукашев призвал лично премьер-министра “контролировать соблюдение иностранными инвесторами норм Трудового кодекса РК, который является надежной законодательной базой для реализации конституционных прав граждан на надлежащие безопасные условия труда, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и действенную социальную защиту”.
А вот
Амангельды Момышев “надавил” на патриотизм депутатов от Ассамблеи народа Казахстана (АНК): “А знают ли депутаты, представляющие АНК, как себя чувствуют казахские диаспоры, например, в Узбекистане и Туркменистане? Уверен, что они знают. Почему же они, как граждане Казахстана, представители казахского народа, не поднимают вопрос против закрытия казахских школ, казахских СМИ. Почему в эти страны не выезжают представители АНК совместно с Министерством образования и науки и Минкультуры, почему не пытаются искать пути решения проблем, с которыми сталкиваются наши соотечественники?”
Усовестив коллег по палате, Момышев в очередной раз предложил перевести казахский алфавит на латиницу: “Весь мир читает и пишет на латинице”. “Дети наши сейчас в других странах учатся на основе латиницы. Приезжают в Казахстан, и при получении образования у них возникают определенные трудности”, - заявил он. Более того, по словам депутата, если мы не перейдем на латиницу, “это станет сдерживающим фактором в деле расширения сфер функционирования государственного языка”.
Переход на латиницу - одна из самых спорных тем не только среди политиков, но и среди языковедов. Ведь в этом случае спустя некоторое время потребуется либо переиздавать все изданные книги советского периода, либо все произведения того времени будут просто потеряны для народа - читать-то на кириллице разучатся. Кстати, дореволюционные, написанные арабской вязью, тоже.
Тем не менее народный избранник, пока суд да дело, предложил хотя бы провести эксперимент, “пока наши дети и внуки не обвинят нас в том, что мы даже не попытались”.
Астана |