Ольга Шишанова
Треть сельских населенных пунктов страны не имеют ветеринарных специалистов. А ветеринарная отрасль республики, развитие которой - один из показателей благополучия страны, сегодня оставляет желать лучшего, а значит, вряд ли позволит в ближайшее время войти Казахстану в число пятидесяти развитых государств мира
Казахстан - страна аграрная, и около половины объема валовой продукции сельского хозяйства приходится на долю животноводческой отрасли. Наличие огромных естественных пастбищных угодий, традиционность животноводства для коренного населения - это те конкурентные преимущества, которые таят в себе большие перспективы, но до сих пор их не могут использовать в полном объеме.
Конечно, одними из причин можно было бы назвать те, что система ветеринарии, как и все направления экономической жизни страны, в полном объеме испытала на себе негативные последствия развала Союза и централизованной плановой экономики.
Получилось, что в годы развала, лишившись государственного финансирования, система ветеринарии пришла в упадок и оказалась практически недееспособной. Да и в последующие годы отрасль не блистала наличием финансовых вливаний.
Ветеринарный сектор необходимо было срочно реформировать, но первый шаг в этом направлении сделали только в 2002 году с принятием нового Закона “О ветеринарии”. Его ключевым моментом явилось разделение государственных и хозяйственных функций. То есть четко установили, за что отвечает государство, а за что - хозяйствующий субъект или владелец животных.
Система проработала до 2008 года, когда вновь назрела необходимость повышения роли местных исполнительных органов в вопросах организации и проведения ветеринарно-профилактических мероприятий на местах, однако фактическими исполнителями ветеринарных мероприятий по-прежнему оставались ветврачи-лицензиаты.
В конце 2010 года снова приняли решение уже о третьем совершенствовании системы ветеринарии, поскольку требовалось создание государственных ветеринарных станций на уровне районов и городов с эксклюзивным правом проведения ветеринарно-профилактических мероприятий против особо опасных заразных болезней - в стране усложнилась эпизоотическая обстановка. Вторым моментом стало рассмотрение мер государственной поддержки ветеринарным специалистам в целях их притока в сельскую местность и закрепления там.
Тогда в ветеринарию, по существу, ввели государственную монополию, при этом значительно увеличили бюджетное финансирование. Тем не менее в эпизоотическом состоянии отрасли положительных изменений не произошло - в 2011 году зарегистрировали 227 очагов острых инфекций, из них семь очагов ящура, и только за последние три месяца текущего года зарегистрировали уже 55 очагов острых инфекций, из которых также семь очагов ящура.
Некоторые ученые называют в качестве первопричины бесконтрольный ввоз поголовья зараженного скота из сопредельных государств. Однако из-за неспособности ветеринарной инспекции в ее нынешнем виде жестко контролировать ситуацию практически не выполняют такие базовые требования Закона “О ветеринарии”, как запрет подворного забоя скота, предназначенного для реализации, безупречное функционирование скотомогильников во всех населенных пунктах и идентификация животных.
Если в развитых странах - США, Великобритании, Германии - ветеринарная инспекция работает почти как полиция и является главным рычагом государственного управления системы ветеринарии, что позволяет ежегодные потери от болезней животных свести к 12,5-13 процентам от общей стоимости продукции животноводства, то в странах с низким уровнем развития ветеринарной службы, к каковым относится и Казахстан, эта цифра достигает от 40 до 50 процентов.
В то же время декан факультета ветеринарии и технологии животноводства КазАТУ имени С. Сейфуллина, доктор биологических наук, профессор Балгабай Майканов полагает: “В последнее время ветеринария большей частью превратилась в инспекционную, надзорную функцию, но в то же время забывают его вторую, конкретную сторону: ветеринарный врач - это лекарь”.
Кроме того, в специально созданном Комитете ветеринарного контроля и надзора нет продуманной программы обеспечения здоровья животных. Ведь, к сожалению, только вакцинацией и мерами по ликвидации особо опасных болезней обеспечить ветеринарно-санитарное благополучие в стране невозможно - здесь во всем нужен комплексный подход. Например, не помешало бы изучить опыт передовых зарубежных стран с развитым животноводством, где в вопросах профилактики болезней главное внимание уделяют не погоне за прибылью, а вопросам обеспечения здоровья животных.
Астана |