Ольга Шишанова
Межгосударственная радионавигационная программа, в которой помимо Казахстана приняли участие Россия и Беларусь, затянулась на долгих 15 лет. И только в последние три года в проекте, кажется, наметились сдвиги
Решение о создании программы утвердил Совет глав правительств СНГ 21 мая 2010 года, хотя основой стало подписанное за два года до этого - в мае 2008 года - межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном о сотрудничестве в области использования и развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Помимо Казахстана, России и Беларуси в проекте предполагалось также участие Украины и Таджикистана, но на недавнем апрельском заседании в Астане помимо таджикской стороны приняли участие лишь представители Кыргызстана.
Несмотря на то, что за последние пару лет подобных заседаний провели около пяти, по словам председателя Межгосударственного совета “Радионавигация” Александра Суворова, во время их проведения почти всегда приходилось переносить сроки запускаемых объектов проекта на более поздние. Причина каждый раз была проста и одна и та же - недостаточное финансирование или отсутствие такового вовсе.
Так, в 2011 году вместо предусмотренных программой для каждой из трех стран 64 миллионов рублей (320 миллионов тенге) Беларусь освоила всего десять миллионов семьсот пять тысяч рублей (53 миллиона 525 тысяч тенге), Казахстан - 46 миллионов рублей (230 миллионов тенге). Россия же профинансировала свою часть работ, согласно программе, в полном объеме.
У Казахстана оказалось не самое плохое положение по части расходования запланированных средств, однако из-за отсутствия денег работы по одной из составляющих - ОКР “Информатизация-СНГ” в рамках проекта “Создание наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации” - так и не начали. Несмотря на то, что осуществление этой составляющей перенесли на текущий, 2012 год, вопрос финансирования, как сообщил Суворов на недавнем 38-м заседании совета, не решили до сих пор.
Хотя еще в прошлом году президент АО “НК “Казахстан Гарыш Сапары” Габдулатиф Мурзакулов говорил: “К концу 2012 года на всей территории Казахстана создадут высокоточное навигационное поле, которое позволит пользователям при наличии специальных приемников и аппаратуры определять месторасположение с большой точностью. С этой целью планируют установить 40 региональных дифференцированных станций... Проект развертывания станций и выпуска приемников навигационного сигнала рассчитан на 2011-2012 годы, и его полностью финансируют из республиканского бюджета: всего на него предусмотрели 1 миллиард 223 миллиона тенге”.
Однако, исходя из реалий дня сегодняшнего, а именно - недофинансирования, Суворов посоветовал “принять к сведению, что национальные государственные заказчики определили новый срок завершения программы - 2015 год”. В ответ Мурзакулов понадеялся, что “к 2014 году основные объекты космического центра полностью построят. В рамках радионавигационной программы, которой по поручению космического агентства мы занимаемся третий год, имеются определенные сдвиги”.
Речь, по его словам, идет о территории в 30 гектаров, где создают основные производственные мощности для развития космических технологий. Это бюро космической техники с опытным производством, к которому пристраивают главный наземный целевой комплекс, а в мае должна начаться третья стройка - системы высокоточной спутниковой навигации. Буквально на днях компания завершила подготовку конкурсной документации еще одного крупного проекта - сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов.
“Все эти объекты начнут примерно 15-20 мая, - говорит президент АО “НК “КГС”. - Их финансирует государство. В прошлом году на создание этих объектов космическое агентство нам выделило, и мы освоили 200 миллионов евро, на этот год планируют приблизительно 240 миллионов евро”.
В данном случае замыслы грандиозные и финансирование - тоже. Но тогда почему не хватило денег на опытно-конструкторские работы по информатизации?
Астана |