|
Ольга Шишанова
Пока на севере полным ходом идет подготовка к посевной, в южных областях региона сельхозпроизводители уже приступили к весенне-полевым работам
Аграрии, наконец, “высидели” стоимость покупки зерна по цене 25 тысяч тенге за тонну вместо не так давно предлагаемой цены по 21 тысяче за тонну, которую многие сельхозпроизводители и так считали довольно высокой. Однако в преддверии посевной кампании АО “Продовольственная контрактная корпорация” осуществила закуп продовольственной пшеницы урожая 2011 года в объеме пяти миллионов тонн в государственные и коммерческие ресурсы зерна по цене упомянутых 25 000 тенге за тонну.
Как объяснили закупщики, сделали это в целях изъятия излишков зерна с внутреннего рынка и поддержания отечественных производителей зерна, обеспечив им дополнительный доход, поскольку закупочная цена более чем на 50 процентов превышала цену рыночную.
Кстати, закуп зерна урожая 2011 года увеличили на три миллиона тонн. В связи с этим планируемый общий объем закупа впервые составил восемь миллионов тонн, или 35 процентов от общего объема производства пшеницы по республике.
Тем временем, по состоянию на середину апреля сев яровых произвели на 53 процентах посевных площадей, масличных - на 33, многолетних трав - на более чем 80 процентах, картофеля - на 20, овощей - на 26, бахчевых культур - почти на 30 процентах от запланированного.
К сожалению, по словам министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, уровень и темпы подготовки сельхозтехники находятся на уровне среднего. “Многие посевные комплексы и агрегаты не соответствуют той технологии, которую мы должны внедрять, - сетует министр. - Всего лишь пять миллионов гектаров мы можем посеять хорошей современной техникой. Отсюда у нас затягиваются сроки сева, многие не укладываются в оптимальные сроки. Если бы у нас достаточно было уборочной техники, разве мы бы убирали до ноября, до снега? После оптимальных сроков уборки - в течение 20 дней, каждые 10 дней, по заключениям ученых, грозят потерей до 10 процентов”.
Все это чревато. “Сегодня те субсидии, что аграрии получают на один гектар - 500 тенге, кажутся совсем смешными. За 10 дней фермер только потеряет в несколько раз больше. Тогда вопрос - зачем давать эти 500 тенге? Давайте лучше сделаем доступную программу получения техники в лизинг. И тогда фермер будет вовремя сеять и убирать - он больше сэкономит, чем эти 500 тенге.
Но эти 500 тенге в целом по стране превращаются почти в 20 миллиардов. Это уже довольно большая цифра. И на нее, мы посчитали, можно три задачи решить - и лизинг, и стабилизацию цен, и создание фонда гарантирования кредитов”, - считает Мамытбеков.
Сейчас эти три задачи - три главные причины, которые, по мнению министра, сдерживают все новые положительные сдвиги. Даже благоприятное решение вопросов по обеспечению аграриев льготным дизтопливом, которое выделили в запрошенном объеме в 360 тысяч тонн, без новой программы субсидирования, которую должны внедрить в ближайшее время, принесет мало пользы ввиду устаревшего оборудования, а значит, дополнительных расходов.
“Например, в Канаде яровая пшеница дает в среднем 25 центнеров с гектара, мы получаем 16-18, да и это для нас рекорд, средний же размер - 10-12 центнеров с гектара, - говорит Асылжан Мамытбеков. - При этом балл-банитет и по объему годовой влаги примерно одинаков. Это достигается за счет диверсификации, за счет севооборота, применения нулевой технологии. Там на 85 процентов нулевую технологию применяют по всем видам культур, а у нас по пшенице нулевая технология - это пока еще не распространенное явление.
Для этого нужна новая техника, нужны новые технологии, нужна покупка гербицидов. Без этого о нулевой технологии говорить нет смысла. Все это упирается в деньги и в технику”.
Астана |