|
Азамат Горожанин
Более месяца назад завершилось следствие по делу об известных событиях в Жанаозене.
Материалы передали судебным органам. И теперь суд изучает дела семи организаторов беспорядков и 36 активных участников. Под арестом находятся 29 человек. Для 14 остальных подозреваемых следствие сочло возможным применить меру пресечения в виде подписки о невыезде.
Напомним, в ходе беспорядков 16-17 декабря 2011 года в Жанаозене и поселке Шетпе Мангистауской области погибли 15 человек и свыше 100 получили ранения
Пока дело изучается в суде, в обществе неизбежно формируется довольно противоречивое и зачастую не вполне объективное мнение о тех двух трагических днях в декабре прошлого года и последующих событиях. Причем, что касается органов официальной власти, они в спокойном штатном режиме ведут расследование и стремятся к всестороннему изучению обстоятельств и последствий. Будоражат же общественность и позволяют себе провокационные заявления именно те силы, которые стремятся представить законную власть не в лучшем свете. Они прибегают к ложной аргументации, представляют некоторые обстоятельства вне контекста и, тем самым, используют данную ситуацию для сбора сомнительных политических очков.
В такой обстановке необходимо воздержаться от передергивания и, отбросив эмоции, просто обратиться к фактам. А они следующие.
В ходе беспорядков сожгли и разграбили 125 объектов. В их числе здания акиматов города Жанаозен и поселка Тенге, Центр по выплате пенсий, опорные пункты полиции, офис компании “ОзенМунайГаз”, гостиница “Аруана”, торговые центры “Сулпак”, “Атлант” и “Шолпан”, 5 банковских учреждений, 9 банкоматов, 21 автомашина, жилые дома, а также множество объектов малого и среднего бизнеса. Ущерб, причиненный государству, юридическим и физическим лицам, исчисляют миллиардами тенге. Ущерб, причиненный только частному предпринимательству, оценивают в 208 миллионов тенге.
Для пресечения массовых беспорядков и защиты мирных граждан на место событий направили сводный отряд полиции, который подвергся нападению с применением огнестрельного и холодного оружия, камней, палок и бутылок с зажигательной смесью. В сложившихся условиях отряд полиции после неоднократных предупредительных выстрелов применил к активным участникам беспорядков табельное оружие.
В результате столкновений 64 лица получили огнестрельные ранения, 14 человек погибли. Гибель еще двух лиц не связана с массовыми беспорядками. Различные телесные повреждения получили 35 сотрудников полиции.
Выступая на внеочередной XVIII сессии Ассамблеи народа Казахстана 16 января 2012 года, глава государства отметил, что, несмотря на то, что кто-то хотел “погреть руки” и “сделать политику” на трагедии в Жанаозене, “народ объединился, встрепенулся и понял, как надо дорожить спокойствием, стабильностью в нашей стране и взаимоотношениями”.
“В юбилейный год нам бросили вызов. Цель была в том, чтобы посеять рознь в нашем обществе - социальную, межнациональную, межрелигиозную и так далее”.
Попытки выдать произошедшие события за спонтанное проявление “гражданских свобод” разбиваются о показания, полученные в ходе следствия от свидетелей и самих подследственных. В частности, они указали, что заранее готовились к массовым беспорядкам, вовлекли группу молодых людей, которые приготовили бутылки с зажигательной смесью и вооружились подручными средствами.
Оппозиционные силы пытаются представить события как реакцию на социальную и экономическую неустроенность в регионе. Однако, как сейчас становится известно, в Жанаозене фиксируют самый низкий уровень безработицы по стране, который составляет 4,8 процента. За последние 10 лет население Жанаозена увеличилось в два раза и превысило 121 тысячу человек. Ежегодно в Жанаозене рождается более 3,5 тысячи детей: 35 процентов населения - дети (по стране этот показатель равен 20 процентам). Согласитесь, от экономически и социально отсталого, лишенного перспектив региона нельзя ожидать столь активного демографического роста.
Сейчас становится все очевиднее, что события в Жанаозене имели цель дестабилизировать общественно-политическую ситуацию и явились моментом реализации интересов отдельных лиц. Именно они продумали, как трудовой конфликт перевести в политическую сферу. Об этом говорит и выбранная дата - День Независимости. На фоне праздничных мероприятий это событие произвело большее впечатление.
Полиция открыла огонь в целях защиты жизни и здоровья мирных жителей, для предотвращения эскалации беспорядков, а также для предотвращения попадания оружия в руки погромщиков. У них не было иного выбора, они были обязаны противостоять разъяренной толпе. Сегодня можно объективно предположить, что без реакции полиции весь Жанаозен неизбежно уничтожили бы погромщики и мародеры. Введенное в город полицейское усиление и комендантский час оказались эффективной мерой против дальнейших погромов.
Негативное отношение к полицейским во многом сформировали оппозиционные СМИ, многие заявления которых о бесчинствах полиции остались без подтверждений. Объективно же то, что большинство обратившихся за медпомощью получили ранения ног. То есть полицейские вели огонь не на уничтожение, а чтобы вывести погромщиков, зачинщиков и хулиганов из активных действий. Да, возможно, что, учитывая исключительный характер событий, под огнем оказались и пассивные участники толпы.
Помимо непосредственных участников событий, под следствием сегодня находятся и “идеологи”, и подстрекатели. Их привлекают за возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды. В рамках расследования задержали ряд руководителей и активных членов незарегистрированных общественных объединений “Алга” и “Халык Майданы”.
Сегодня становится ясно со всей очевидностью, что ситуацию в Жанаозене пытались использовать в качестве инструмента для давления на государство. Внешние силы пытаются воспользоваться ситуацией вокруг Жанаозена и развязать политические распри наподобие печальных киргизских событий. |