Ботагоз Омар
Фармацевтические компании страны включились в активную борьбу за своего потребителя. Сегодня главной преградой для развития отечественного производства в этом секторе является в основном стереотип, что более дешевое - это менее качественное. Они решили усилить PR-кампанию в этом направлении, параллельно поставив задачу, чтобы в течение ближайших трех лет каждый второй аптечный продукт был с надписью “Сделано в Казахстане”
Глава ассоциации “ФармМедИндустрия Казахстана” Серик Султанов убежден, что именно заявленные правительством меры господдержки фармацевтической сферы привлекли в нашу страну иностранных инвесторов. Напомним, что в 2010 году фармацевтическая промышленность вошла в список 11 приоритетных отраслей Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР).
В 2011 году казахстанское АО “Химфарм” выкупила крупнейшая фармацевтическая фирма Polpharma. Ожидается, что теперь для технического перевооружения в “Химфарм” вложат не менее 84 миллионов долларов. Свою заинтересованность проявляют и предприниматели из Иордании. Hikma Pharmaceuticals готова инвестировать более 40 миллионов долларов в строительство фармацевтической фабрики в Алматинской области.
Наш рынок производства фармацевтических препаратов интересен прежде всего инвесторам с наиболее устойчивой экономикой: США, ряду европейских стран и Турции. Во многом толчок этому дало и вступление нашей страны в Таможенный союз, так как объем потенциальных потребителей вырос в разы.
“Сейчас на второй крупнейший завод в Казахстане, ТОО “Глобалфарм”, приходит крупнейшая турецкая компания, которая тоже покупает 50 процентов акций, и приходит не только со своими инвестициями, но и с технологиями. Также на карагандинский фармзавод приходит российский “Фармстандарт”, который тоже успешно экспортирует в Европу”, - сообщил “НП” Серик Султанов.
Однако руководители частных розничных аптечных сетей периодически выступают с просьбами обратить внимание на информационную работу с населением, так как, по их словам, казахстанцы не доверяют продукции, выпущенной в Казахстане, предпочитая более дорогие лекарства, выпущенные в развитых странах.
Серик Султанов убежден, что дженериковые препараты, выпускаемые рядом казахстанских заводов, ни в чем не уступают оригинальным, а чаще всего даже превосходят их по качеству. “Я объясню разницу. На разработку одного оригинального препарата тратят более миллиарда долларов и более десяти лет. Затем люди, которые внедрили этот препарат, хотят вернуть эти деньги и на 20 лет приобретают патент. В течение этого срока они продают его по высокой цене, потому что другого такого препарата нет”, - отметил глава ассоциации.
А затем “во всем мире действует такая практика: через месяц после окончания патентной защиты на рынок выпускают дженерик, который стоит в десятки раз дешевле. При том же качестве. И иногда качество дженериков даже лучше оригинальных препаратов, потому что за 10-20 лет патентной защиты на каждый препарат поступает рекламация (претензия покупателя или заказчика, предъявляемая продавцу или поставщику. -
“НП”) от тех или иных пациентов, и эти рекламации учитывают производители. То есть вносят существенные доработки”, - заключил Султанов.
Астана |