|
Сделать таможенное оформление доступнее и проще? Способ столь же революционный, сколь и простой. Достаточно поручить взимание таможенных сборов и налогов непосредственно налоговым органам. Это, по мнению эксперта Казахстанского союза таможенных декларантов Адиля Ниязова, позволит таможне сосредоточиться на усилении роли правоохранительной части работы и в целом сулит прорыв в эффективности таможенных органов. Слово - нашему эксперту
Глава государства отметил, что недавно сформированное единое экономическое пространство последовательно ведет нас к созданию Евразийского экономического союза. Это один из важных факторов региональной стабильности, повышения конкурентоспособности наших экономик, обеспечения их технологического прорыва.
Таможенные же органы - ключевое звено в обеспечении условий увеличения объема товарооборота стран. Данный рейтинг является основным показателем экономического продвижения страны на международном уровне.
Если вспомнить, Таможенный союз, куда вошли Белоруссия, Казахстан и Россия, создавали в целях повышения качества предоставления госуслуг субъектам внешнеэкономической деятельности. Логично, что первостепенная задача на этом пути - в совершенствовании и упрощении процедур таможенного оформления для бизнеса. Создание благоприятных условий для предпринимателей поднимет товарооборот и, как следствие, обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Тем не менее казахстанская таможня никак не отказывается от инерции, наступает на те же грабли и просто топчется на месте.
По роду деятельности таможня - многофункциональный госорган. Однако сейчас таможня привычно выполняет единственную бюрократическую функцию - администрирование, которое порождает волокиту. При таком управлении с точки зрения международного менеджмента организации можно смело ставить диагноз. Его симптомы: замедленная реакция на решение поставленных задач, текучесть кадров, тяжелый моральный климат в коллективе, отсутствие перспектив, перманентное правовое воздействие, вплоть до уголовного, на руководство и персонал таможни, а также уголовное преследование предпринимателей.
Для примера. На границе предприниматель должен выполнить ряд процедур. Поместить товар на СВХ - склад временного хранения, обратиться к услугам таможенного брокера, проконтролировать досмотр на предмет соответствия заявленным сведениям, оформить транзитную таможенную декларацию, пройти контроль со стороны смежных госструктур. После чего доставить товар в режиме транзита до места назначения. По прибытии товара на место предприниматель опять-таки проходит до боли знакомые вышеуказанные процедуры, которые тем самым отнимают время и параллельно несут материальные затраты. Налицо - и психологические издержки, и моральный урон. И торжество бюрократии.
Таможне нужна встряска, нужен прорыв, нужен концептуальный подход к решению закоренелых проблем.
|
Адиль Ниязов, эксперт Казахстанского союза таможенных декларантов |
Долгосрочная
перспектива
Чтобы идти в ногу со временем, казахстанской таможне необходимо взять за основу опыт передовых развитых стран. Для эффективного управления структурой помимо функции администрирования необходимо в таможне поднять роль и других функций, вплоть до интеграции, то есть объединения элементов организации для обеспечения ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе. Максимально упростит процедуру таможенного прохождения и оформление импорта только на границе.
Надо отметить, что уровень гражданского сознания и ответственности в малом и среднем бизнесе значительно вырос, что способно в полной мере обеспечить своевременную уплату налогов. При такой сложившейся позитивной практике созрела возможность передать функцию взимания таможенных платежей и налогов налоговым органам, что и является их прямым предназначением. То есть основную таможенную декларацию с проверенными сведениями и начисленными налогами в электронном виде берет в производство налоговый орган. При этом обе госструктуры должны взаимодействовать в режиме автоматизированного и электронного обмена информацией.
Весьма важно подчеркнуть, что оплату таможенных платежей и налогов будут производить в установленном налоговым законодательством порядке.
Конечно, это приведет к изменениям как в таможенном, так и в налоговом законодательствах. Но следствием такого реформирования станет значительное сокращение контрольных и разрешительных процедур для бизнеса. Сами собой отпадут такие понятия, как собственный склад, склады временного хранения, ответственное хранение, простои грузов, обеспечение таможенных платежей, накопительные карточные финансовые счета, бесконечные письма разрешительного характера и другие причины, которые, заметим (!), формируют себестоимость ввозимого товара. Одновременно это позволит исключить риск неправомерных действий.
Как следствие, это повлечет позитивные изменения. Произойдет рост товарооборота, увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет, создаст здоровую бизнес-среду, что повлияет на имидж и рейтинговую оценку страны.
Ближайшая
перспектива
Все предприниматели работают в режиме единого правового поля, все хотят быстро оформить документы и не стоять в очереди на таможенном посту за разрешением получить свой товар для ввоза.
Исходя из личного опыта замечу, что на таможенный досмотр одной грузовой машины или вагона с товаром сотруднику таможни необходимо более пяти часов. А представляете, сколько необходимо времени и работников для обеспечения данной процедуры в масштабах г. Алматы при нарастающем товарообороте? Поэтому ответственность за достоверность заявленных сведений должен нести непосредственно предприниматель, хозяин товара. Однако сегодня ситуация диаметрально противоположная: ответственность за достоверность сведений несет сотрудник таможни. Налицо несовершенство нормативных взаимоотношений в связке “таможня - предприниматель”. Все это требует детальной разработки механизмов таможенных процедур в целях их упрощения и разграничения ответственности.
Для решения этой задачи таможне необходимо внедрение качественно новых, современных, функциональных информационных систем и технологий. И, конечно же, необходимо максимально использовать находящиеся в наличии дорогостоящие системы таможенного контроля. В свое время на границах установили системы сканирования товаров “РАПИСКАН”. Данное средство позволяло отслеживать товар на предмет достоверности - вплоть до всякой мелочи вроде ложек и вилок. Эта система позволяет без нарушения целостности упаковки определять количественный состав товара, что существенно уменьшает время и человеческий фактор при досмотре.
Имеющееся в таможенных органах программное средство, таможенная автоматизированная информационная система (ТАИС-2), требует дальнейшего совершенства. Эту проблему я поднимал в своей статье четыре года назад (см. “НП” №20 (519) от 25.05.2008 г. “Чужие среди своих”). Необходимо, чтобы таможенная декларация при ее оформлении в электронном виде была проста и понятна для самого сотрудника таможенного органа на предмет правильности заполнения и выявления ошибок. Кроме того, из-за несовершенства данной системы возникают проблемы в части контроля, учета и отчетности поступающих таможенных платежей в бюджет. В связи с этим таможенные службы на местах вынуждены создавать дополнительные подпрограммы для своего удобства. При этом в самой системе отчетность по вертикали в бумажном носителе не уменьшается, стремительно растет, что приводит к дополнительной бумажной волоките и потере времени.
Очень много споров и разногласий до сих пор относительно определения таможенной стоимости товаров. Дело в том, что Таможенный кодекс предусматривает шесть методов определения стоимости. Однако установленную последовательность в процедуре оценки стоимости товаров не соблюдают, что влечет за собой массу проблем как для предпринимателей, так и для таможни. В настоящее время игнорируют предыдущие пять методов определения стоимости и за основу приняли последний шестой (резервный) метод по программе СКУР (система контроля управления рисками). К сожалению, СКУР не обеспечивает полную объективность оценки товара и очень часто завышает ее стоимость. В таком случае таможня абсолютно не учитывает представленную предпринимателем стоимость, обоснованную в контрактах, банковских платежных поручениях, аккредитивах, прайс-листах, инвойсах и других документах.
Такие административные методы “выворачивания карманов” препятствуют стабильному поступлению налогов в бюджет государства и толкают предпринимателя на уход от уплаты таможенных платежей и налогов в обход закона.
Архиважно, чтобы таможенные услуги предоставляли в простой и доступной форме, что обеспечит увеличение товарооборота и поступление налогов.
Необходимо проработать механизм функционирования до мельчайших деталей и продолжить активное внедрение таможенной декларации в режиме “веб-декларант” посредством электронных способов обмена информацией. Чтобы было предельно ясно: декларант отправил в электронном виде таможенную декларацию со всей информацией по товару на сайт таможенного поста и через определенное время получил подтверждение о произведенной проверке данного документа, естественно, не нарушая при этом порядок общего документирования. Тем самым исключается человеческий фактор, практически будет отсутствовать контакт декларанта с сотрудником таможни, намного ускорится по времени и упростится сам процесс таможенного оформления.
На мой взгляд, большую роль в системе таможенных органов в части предупреждения и выявления, а также пресечения правонарушений в сфере таможенного дела должны играть службы правоохранительного блока в совокупности со службами посттаможенного аудита, а в перспективе оправдано их объединение в один блок. Безусловно, это требует внесения изменений в некоторые нормы уголовно-процессуального права, главным образом, вызванные передачей и расследованием в полном объеме преступлений в сфере таможенного дела таможенными органами.
В настоящее время таможенные органы ведут расследования в форме дознания по трем составам преступления согласно Уголовному кодексу РК: статья 209, часть 1 “Экономическая контрабанда”; статья 214, часть 1 “Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов”; статья 250, часть 1 “Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено”, которые завершаются составлением протокола обвинения и направлением таких дел через прокуратуру в суд.
Более квалифицированные составы вышеуказанных преступлений, как правило, регламентированные частью 2 статьи 214 и частями 2 и 3 статьи 209 расследуют следственными аппаратами органов финансовой полиции, а части 2, 3, 4 статьи 250 Уголовного кодекса РК - органами КНБ и МВД, что, на мой взгляд, не отвечает потребностям практики борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела. На данный момент в таможенных органах сформирован и работает достаточно эффективный аппарат дознавателей, который мог бы вполне профессионально справиться с расследованием данных преступлений. Но для этого необходимо наделить таможенные органы правом производства предварительного следствия, то есть определенную часть дознавателей системы таможенных органов можно было бы перевести в категорию следователей этого ведомства.
Сегодня таможня проигрывает в оперативности раскрытия и расследования квалифицированных составов перечисленных преступлений в сфере таможенного дела, так как определенное время уходит на передачу этих дел в органы финансовой полиции, национальной безопасности и внутренних дел. Было бы вполне правильно и логично, если бы процесс расследования данных преступлений как в форме дознания, так и форме предварительного следствия сосредоточили в таможенных органах. Выдвигаемые мною предложения можно было бы учесть в проекте новой редакции Уголовно-процессуального кодекса РК, который сегодня разрабатывают. Думаю, это придаст совершенно новый и качественный подход в деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства. Тем самым это поднимет статус и престиж отечественной таможенной службы.
Одновременно нужно разработать в довольно-таки простой и понятной форме система оценки и управления рисками. Бизнес должен четко уяснить, что в случае недостоверного декларирования его противоправное действие безоговорочно выявят. Разделяя зону правовой ответственности, предпринимателям правильно было бы дать больше самостоятельности. Для возможности работы в едином правовом поле в сфере таможенного дела у малого и среднего бизнеса должны быть одинаково благоприятные условия, которые позволили бы им стремиться к достоверному таможенному оформлению грузов, не нарушая законодательства.
Надо признать, что таможенная система весьма многофункциональна и поэтому, чтобы квалифицированно освоить работу в одном направлении, требуется не один год. После обретения Казахстаном независимости, в отличие от других госорганов, таможенная система неоднократно подвергалась реорганизациям. Эти изменения существенно повлияли на эффективность работы таможенных органов и на качественный состав сотрудников. Следовательно, проблемы, которые пожинает сейчас руководство Таможенного комитета, - это результат бесконечных, не всегда оправданных и подчас необдуманных преобразований, которые привели к кадровому дефициту. Я считаю, что кадрами нельзя разбрасываться! Их надо беречь и продвигать. Ведь государство тратит средства и время на подготовку каждого сотрудника. В этих условиях надо максимально, в частности, использовать потенциал Академии финансовой полиции, которую еще 18 августа правительство обязало готовить кадры для таможенных органов. Для исключения же негативных факторов и создания благоприятного климата в коллективах руководству таможенного ведомства необходимо сформировать определенную шкалу моральных ценностей и этических норм сотрудника таможенной службы.
В практике мировых таможенных служб применяют одно ключевое понятие - customs family. Казалось бы, ничего особенного. Но оно объединяет сотрудников таможни разных стран в единое сообщество. |