ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Таможне необходим прорыв События

Сделать таможенное оформление доступнее и проще? Способ столь же революционный, сколь и простой. Достаточно поручить взимание таможенных сборов и налогов непосредственно налоговым органам. Это, по мнению эксперта Казахстанского союза таможенных декларантов Адиля Ниязова, позволит таможне сосредоточиться на усилении роли правоохранительной части работы и в целом сулит прорыв в эффективности таможенных органов. Слово - нашему эксперту

Глава государства отметил, что недавно сформированное единое экономическое пространство последовательно ведет нас к созданию Евразийского экономического союза. Это один из важных факторов региональной стабильности, повышения конкурентоспособности наших экономик, обеспечения их технологического прорыва.
Таможенные же органы - ключевое звено в обеспечении условий увеличения объема товарооборота стран. Данный рейтинг является основным показателем экономического продвижения страны на международном уровне.
Если вспомнить, Таможенный союз, куда вошли Белоруссия, Казахстан и Россия, создавали в целях повышения качества предоставления госуслуг субъектам внешнеэкономической деятельности. Логично, что первостепенная задача на этом пути - в совершенствовании и упрощении процедур таможенного оформления для бизнеса. Создание благоприятных условий для предпринимателей поднимет товарооборот и, как следствие, обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Тем не менее казахстанская таможня никак не отказывается от инерции, наступает на те же грабли и просто топчется на месте.
По роду деятельности таможня - многофункциональный госорган. Однако сейчас таможня привычно выполняет единственную бюрократическую функцию - администрирование, которое порождает волокиту. При таком управлении с точки зрения международного менеджмента организации можно смело ставить диагноз. Его симптомы: замедленная реакция на решение поставленных задач, текучесть кадров, тяжелый моральный климат в коллективе, отсутствие перспектив, перманентное правовое воздействие, вплоть до уголовного, на руководство и персонал таможни, а также уголовное преследование предпринимателей.
Для примера. На границе предприниматель должен выполнить ряд процедур. Поместить товар на СВХ - склад временного хранения, обратиться к услугам таможенного брокера, проконтролировать досмотр на предмет соответствия заявленным сведениям, оформить транзитную таможенную декларацию, пройти контроль со стороны смежных госструктур. После чего доставить товар в режиме транзита до места назначения. По прибытии товара на место предприниматель опять-таки проходит до боли знакомые вышеуказанные процедуры, которые тем самым отнимают время и параллельно несут материальные затраты. Налицо - и психологические издержки, и моральный урон. И торжество бюрократии.
Таможне нужна встряска, нужен прорыв, нужен концептуальный подход к решению закоренелых проблем.

alt

Адиль Ниязов, эксперт Казахстанского союза таможенных декларантов

Долгосрочная
перспектива

Чтобы идти в ногу со временем, казахстанской таможне необходимо взять за основу опыт передовых развитых стран. Для эффективного управления структурой помимо функции администрирования необходимо в таможне поднять роль и других функций, вплоть до интеграции, то есть объединения элементов организации для обеспечения ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе. Максимально упростит процедуру таможенного прохождения и оформление импорта только на границе.
Надо отметить, что уровень гражданского сознания и ответственности в малом и среднем бизнесе значительно вырос, что способно в полной мере обеспечить своевременную уплату налогов. При такой сложившейся позитивной практике созрела возможность передать функцию взимания таможенных платежей и налогов налоговым органам, что и является их прямым предназначением. То есть основную таможенную декларацию с проверенными сведениями и начисленными налогами в электронном виде берет в производство налоговый орган. При этом обе госструктуры должны взаимодействовать в режиме автоматизированного и электронного обмена информацией.
Весьма важно подчеркнуть, что оплату таможенных платежей и налогов будут производить в установленном налоговым законодательством порядке.
Конечно, это приведет к изменениям как в таможенном, так и в налоговом законодательствах. Но следствием такого реформирования станет значительное сокращение контрольных и разрешительных процедур для бизнеса. Сами собой отпадут такие понятия, как собственный склад, склады временного хранения, ответственное хранение, простои грузов, обеспечение таможенных платежей, накопительные карточные финансовые счета, бесконечные письма разрешительного характера и другие причины, которые, заметим (!), формируют себестоимость ввозимого товара. Одновременно это позволит исключить риск неправомерных действий.
Как следствие, это повлечет позитивные изменения. Произойдет рост товарооборота, увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет, создаст здоровую бизнес-среду, что повлияет на имидж и рейтинговую оценку страны.

alt
Ближайшая
перспектива

Все предприниматели работают в режиме единого правового поля, все хотят быстро оформить документы и не стоять в очереди на таможенном посту за разрешением получить свой товар для ввоза.
Исходя из личного опыта замечу, что на таможенный досмотр одной грузовой машины или вагона с товаром сотруднику таможни необходимо более пяти часов. А представляете, сколько необходимо времени и работников для обеспечения данной процедуры в масштабах г. Алматы при нарастающем товарообороте? Поэтому ответственность за достоверность заявленных сведений должен нести непосредственно предприниматель, хозяин товара. Однако сегодня ситуация диаметрально противоположная: ответственность за достоверность сведений несет сотрудник таможни. Налицо несовершенство нормативных взаимоотношений в связке “таможня - предприниматель”. Все это требует детальной разработки механизмов таможенных процедур в целях их упрощения и разграничения ответственности.
Для решения этой задачи таможне необходимо внедрение качественно новых, современных, функциональных информационных систем и технологий. И, конечно же, необходимо максимально использовать находящиеся в наличии дорогостоящие системы таможенного контроля. В свое время на границах установили системы сканирования товаров “РАПИСКАН”. Данное средство позволяло отслеживать товар на предмет достоверности - вплоть до всякой мелочи вроде ложек и вилок. Эта система позволяет без нарушения целостности упаковки определять количественный состав товара, что существенно уменьшает время и человеческий фактор при досмотре.
Имеющееся в таможенных органах программное средство, таможенная автоматизированная информационная система (ТАИС-2), требует дальнейшего совершенства. Эту проблему я поднимал в своей статье четыре года назад (см. “НП” №20 (519) от 25.05.2008 г. “Чужие среди своих”). Необходимо, чтобы таможенная декларация при ее оформлении в электронном виде была проста и понятна для самого сотрудника таможенного органа на предмет правильности заполнения и выявления ошибок. Кроме того, из-за несовершенства данной системы возникают проблемы в части контроля, учета и отчетности поступающих таможенных платежей в бюджет. В связи с этим таможенные службы на местах вынуждены создавать дополнительные подпрограммы для своего удобства. При этом в самой системе отчетность по вертикали в бумажном носителе не уменьшается, стремительно растет, что приводит к дополнительной бумажной волоките и потере времени.
Очень много споров и разногласий до сих пор относительно определения таможенной стоимости товаров. Дело в том, что Таможенный кодекс предусматривает шесть методов определения стоимости. Однако установленную последовательность в процедуре оценки стоимости товаров не соблюдают, что влечет за собой массу проблем как для предпринимателей, так и для таможни. В настоящее время игнорируют предыдущие пять методов определения стоимости и за основу приняли последний шестой (резервный) метод по программе СКУР (система контроля управления рисками). К сожалению, СКУР не обеспечивает полную объективность оценки товара и очень часто завышает ее стоимость. В таком случае таможня абсолютно не учитывает представленную предпринимателем стоимость, обоснованную в контрактах, банковских платежных поручениях, аккредитивах, прайс-листах, инвойсах и других документах.
Такие административные методы “выворачивания карманов” препятствуют стабильному поступлению налогов в бюджет государства и толкают предпринимателя на уход от уплаты таможенных платежей и налогов в обход закона.
Архиважно, чтобы таможенные услуги предоставляли в простой и доступной форме, что обеспечит увеличение товарооборота и поступление налогов.
Необходимо проработать механизм функционирования до мельчайших деталей и продолжить активное внедрение таможенной декларации в режиме “веб-декларант” посредством электронных способов обмена информацией. Чтобы было предельно ясно: декларант отправил в электронном виде таможенную декларацию со всей информацией по товару на сайт таможенного поста и через определенное время получил подтверждение о произведенной проверке данного документа, естественно, не нарушая при этом порядок общего документирования. Тем самым исключается человеческий фактор, практически будет отсутствовать контакт декларанта с сотрудником таможни, намного ускорится по времени и упростится сам процесс таможенного оформления.
На мой взгляд, большую роль в системе таможенных органов в части предупреждения и выявления, а также пресечения правонарушений в сфере таможенного дела должны играть службы правоохранительного блока в совокупности со службами посттаможенного аудита, а в перспективе оправдано их объединение в один блок. Безусловно, это требует внесения изменений в некоторые нормы уголовно-процессуального права, главным образом, вызванные передачей и расследованием в полном объеме преступлений в сфере таможенного дела таможенными органами.
В настоящее время таможенные органы ведут расследования в форме дознания по трем составам преступления согласно Уголовному кодексу РК: статья 209, часть 1 “Экономическая контрабанда”; статья 214, часть 1 “Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов”; статья 250, часть 1 “Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено”, которые завершаются составлением протокола обвинения и направлением таких дел через прокуратуру в суд.
Более квалифицированные составы вышеуказанных преступлений, как правило, регламентированные частью 2 статьи 214 и частями 2 и 3 статьи 209 расследуют следственными аппаратами органов финансовой полиции, а части 2, 3, 4 статьи 250 Уголовного кодекса РК - органами КНБ и МВД, что, на мой взгляд, не отвечает потребностям практики борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела. На данный момент в таможенных органах сформирован и работает достаточно эффективный аппарат дознавателей, который мог бы вполне профессионально справиться с расследованием данных преступлений. Но для этого необходимо наделить таможенные органы правом производства предварительного следствия, то есть определенную часть дознавателей системы таможенных органов можно было бы перевести в категорию следователей этого ведомства.
Сегодня таможня проигрывает в оперативности раскрытия и расследования квалифицированных составов перечисленных преступлений в сфере таможенного дела, так как определенное время уходит на передачу этих дел в органы финансовой полиции, национальной безопасности и внутренних дел. Было бы вполне правильно и логично, если бы процесс расследования данных преступлений как в форме дознания, так и форме предварительного следствия сосредоточили в таможенных органах. Выдвигаемые мною предложения можно было бы учесть в проекте новой редакции Уголовно-процессуального кодекса РК, который сегодня разрабатывают. Думаю, это придаст совершенно новый и качественный подход в деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства. Тем самым это поднимет статус и престиж отечественной таможенной службы.
Одновременно нужно разработать в довольно-таки простой и понятной форме система оценки и управления рисками. Бизнес должен четко уяснить, что в случае недостоверного декларирования его противоправное действие безоговорочно выявят. Разделяя зону правовой ответственности, предпринимателям правильно было бы дать больше самостоятельности. Для возможности работы в едином правовом поле в сфере таможенного дела у малого и среднего бизнеса должны быть одинаково благоприятные условия, которые позволили бы им стремиться к достоверному таможенному оформлению грузов, не нарушая законодательства.
Надо признать, что таможенная система весьма многофункциональна и поэтому, чтобы квалифицированно освоить работу в одном направлении, требуется не один год. После обретения Казахстаном независимости, в отличие от других госорганов, таможенная система неоднократно подвергалась реорганизациям. Эти изменения существенно повлияли на эффективность работы таможенных органов и на качественный состав сотрудников. Следовательно, проблемы, которые пожинает сейчас руководство Таможенного комитета, - это результат бесконечных, не всегда оправданных и подчас необдуманных преобразований, которые привели к кадровому дефициту. Я считаю, что кадрами нельзя разбрасываться! Их надо беречь и продвигать. Ведь государство тратит средства и время на подготовку каждого сотрудника. В этих условиях надо максимально, в частности, использовать потенциал Академии финансовой полиции, которую еще 18 августа правительство обязало готовить кадры для таможенных органов. Для исключения же негативных факторов и создания благоприятного климата в коллективах руководству таможенного ведомства необходимо сформировать определенную шкалу моральных ценностей и этических норм сотрудника таможенной службы.
В практике мировых таможенных служб применяют одно ключевое понятие - customs family. Казалось бы, ничего особенного. Но оно объединяет сотрудников таможни разных стран в единое сообщество.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение