|
Наталия Цой
Психическое здоровье - определение, над которым традиционно посмеиваются, как над чем-то несерьезным, не стоящим внимания. А зря...
“Не только у нас, но и во всем мире развиваются так называемые психические болезни, возникающие вследствие воздействия социальных факторов, - предупреждает главный врач Центра психического здоровья Ильмир Хамитов. - Например, экономический кризис не может не ударить по людям. Кто-то потерял работу, кому-то снизили зарплату, уменьшили пенсию... Реакция на такие события может быть самой непредсказуемой. У многих просто не выдерживает естественная психологическая защита. В таких случаях надо вовремя обращаться к специалисту, не надо бояться психиатра, это такой же врач в белом халате”.
Мало кому известно о том, что людям, страдающим психическими расстройствами, присваиваются инвалидность - в зависимости от самочувствия, от тяжести заболевания. Это, кстати, могут быть и наследственные болезни. “То есть больной страдает длительное время, неоднократно госпитализируется, не менее двух-трех раз в год, - рассказывает доктор медицинских наук, профессор, главный психиатр РК Сагат Алтынбеков. - Для присвоения инвалидности он проходит 4-месячное лечение и наблюдение.
К сожалению, у нас выявляемость только по прямым обращениям, поэтому мы сейчас хотим изменить структуру оказания помощи. Необходимо, чтобы в каждой поликлинике был врач-психиатр или психотерапевт, а также, чтобы каждый терапевт знал основы психических заболеваний. Уточняю, в данном случае речь идет не о наших тяжелых случаях, а о неврозах, депрессиях, суицидах”.
Дело в том, что в Казахстане поддержка государством психиатрической службы, как правило, ограничивается вливанием бюджетных средств в медикаментозное лечение, то есть в уже существующее расстройство, а не в его профилактику. Да и получить помощь в данном вопросе особо негде. В Алматы есть всего два отделения психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК). Таким образом, при большом притоке пациентов дефицит участковых врачей-психиатров в поликлинической службе Алматы составляет 75 процентов от штатного расписания.
Такое положение вещей требует серьезных реформ. И одним из направлений, по мнению специалистов, должна стать организация малокомплектных и менее затратных для государства служб помощи психическим больным в противовес крупным медико-социальным организациям и стационарам с количеством коек до 500-700. А также развитие и повсеместное внедрение методов социальной адаптации больных через организацию специальных мастерских.
Эксперты в области психиатрии задались таким вопросом: “Какой должна стать служба по уходу за ментальными больными в Казахстане?”. Действительно, почему психиатрическая служба республики “захлебывается” пациентами и как заставить психиатрические койки пустеть? Необходимо продумать, каким образом можно эффективно использовать государственные и привлекать благотворительные средства в сферу профилактики и лечения психических расстройств и определить, кому быть помощником государства в организации службы по уходу за ментальными больными и как применять помощь волонтеров.
Они обратили свое внимание на опыт ближнего зарубежья, совершив ознакомительную поездку по медицинским и общественным организациям Литвы. Реализация этого проекта стала возможной благодаря сотрудничеству ОФ “Аман-саулык” с фондом “Глобальная инициатива в психиатрии” (Литва) при поддержке программы “Правовая реформа” фонда “Сорос-Казахстан”.
|
Черепаха Dub с тяжелой депрессией, змею Sly преследуют страшные галлюцинации, овечка Dolly с раздвоением личности... |
“Сравнительный анализ указал на пробелы в организации казахстанской психиатрической службы, - поделилась своими впечатлениями президент ОФ “Аман-саулык” Бахыт Туменова. - Отсутствие межсекторального подхода к охране психического здоровья нации приводит к тому, что политика государства в отношении улучшения ситуации с такими пациентами носит чисто декларативный характер. Нам следует взять на вооружение опыт Литвы, где усилиями государственных структур и НПО создали специальную комиссию по вопросам охраны психического здоровья, что также позволяет делать упор на профилактику психических заболеваний”.
Ну а пока наши эксперты только начинают борьбу за столь необходимые реформы, Запад предлагает свои неординарные методы. Например, немецкая компания по производству мягких игрушек Parapluesch приступила к выпуску плюшевых зверьков, страдающих острой формой депрессии и другими психическими нарушениями.
Автором необычных игрушек выступил 36-летний Мартин Киттштейнер. Изначально мужчина хотел сделать шуточный подарок для своей подруги, которая коллекционирует мягкие игрушки, но потом подумал, что в этой идее что-то есть, ведь дети и взрослые любят свои игрушки и жалеют их.
В набор входит пять игрушек, среди которых черепаха Dub с тяжелой депрессией, змея Sly, которую преследуют страшные галлюцинации, овечка Dolly с раздвоением личности и страдающий необъяснимой боязнью воды крокодил.
Набор, к которому прилагается медицинская карта с историями болезни игрушек, стоит около 130 евро. На сайте покупатели также могут поиграть в игру, в которой они выступают как доктора и пытаются определить проблемы игрушек. |