|
Если виноватых нет, их назначают
Последний день Помпеи объявить нерабочим
В учебнике по древней истории в старой доброй советской средней школе был рисунок, который наверняка запомнили тогдашние пятиклассники. В большой фарфоровой вазе с разных сторон сделаны покатые желоба, в которых покоятся металлические шарики. А под желобами - сидят, широко раскрыв рты, фарфоровые жабы. Это был древнекитайский прибор по предсказанию землетрясений.
Как говорилось в учебнике, прибору несколько тысяч лет. И стоило только слегка качнуться тверди земной даже в самой ее глубине, как шарики тут же падали в жабьи рты, и жители Поднебесной оповещались таким образом об опасности. Но, как мы хорошо знаем, никакой прибор, даже такой оригинальный и древний, не может до сих пор никого предупредить. И последняя трагедия в китайской провинции Сычуань тому горькое свидетельство.
Людей там до сих пор, спустя неделю после толчков, продолжают извлекать из-под завалов. И это страшное землетрясения как нельзя “кстати” вписалось и в наши реалии. Как раз накануне, в конце апреля, в Алматы поползла очередная “тихая” паника после сообщений о том, что наше достославное Министерство по чрезвычайным ситуациям готовит в окрестностях какое-то резервное кладбище для 300 тысяч потенциальных жертв землетрясения.
Уже одно это сообщение вызвало у населения - ко всему в этой нынешней жизни привыкшего - еще большее ощущение “стабильности и уверенности в завтрашнем дне”. При этом чиновники, рассказывающие о своем кладбищенском почине, говорили с чувством такой незыблемой стабильности, что не было никаких сомнений: чаша сия уж их-то минует, так же, как и их родственников и близких. А хоронить эти персонажи, судя по их интонациям, собирались некое абстрактное, отдельное от них число жертв, которое должно быть неизбежно.
Ну да ладно бы интонации и отношение к людям со стороны чиновников - где ж их культурных, профессиональных, образованных-то взять? Какие уж есть. Но вот цифра, которую они предположили, вновь стала предметом раздражительного и нервного обсуждения среди горожан. В свете произошедшего в Сычуане. Там даже по самым мрачным прогнозам количество погибших не превышает 50 тысяч человек. А у нас же, согласно предположению наших спасателей, ожидается жертв - около 300 тысяч...
Хотя Сычуань и по числу жителей, и по скученности населения сравнивать с Алматы просто смешно. Там все выше в разы, если не в десятки раз. Однако “наша” цифра как-то и кем-то определена. Как сказал в том же апреле некий руководитель комбината ритуальных услуг: “Чиновники обычно сравнивают общемировые цифры и делают соответствующие подсчеты”.
Иными словами, в самом большом городе Казахстана может погибнуть в случае сильного землетрясения примерно каждый седьмой его житель. В результате каких “соответствующих подсчетов” это появилось? Если в той же провинции Сычуань, как пишут компетентные специалисты, в основном развалились здания, построенные “по-китайски”, то бишь не “по-японски”, а тяп-ляп, абы как.
Выходит, и у чиновников, производящих “соответствующие подсчеты”, есть соответствующие данные о качестве наших домов? О том, что эти дома в последнее время строятся именно “по-китайски”, хотя об этом знают и даже пишут все. А теперь, выходит, это подтвердили и люди, казалось бы, ответственные за нашу безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Люди, руководствующиеся странной логикой: зная, что сидишь на пороховой бочке и где-то рядом тлеет негасимый фитиль, искать не его, а начинать рыть себе могилу. Выходит, “шарики” уже летят в чьи-то жабьи, широко раскрытые рты. Что-то где-то уже качается... |