Ольга Шишанова
В Казахстане заново нужно отрегулировать внутреннюю миграцию, считает ряд депутатов нижней палаты парламента. С просьбой разработать соответствующую программу к правительству обратилась Айткуль Самакова
Казахстан находится в центре различных миграционных потоков, являясь страной иммиграции, эмиграции и транзитной миграции. Согласно данным Всемирного банка, Migration and Remittances Factbook 2011, Казахстан сегодня - на пятнадцатом месте среди крупнейших стран иммиграции и на двенадцатом - в списке крупнейших стран эмиграции в мире.
По мнению экспертов, Казахстан вскоре может соревноваться за привлечение трудовых ресурсов с Россией и Германией, одновременно испытывая давление таких демографических гигантов, как Китай и даже Индия. Кроме того, говорят специалисты, избыток аграрного населения Узбекистана также может “выталкиваться” в нашу страну.
В этой связи решение вопросов, связанных с миграцией, должно стать, по мнению мажилисмена Айгуль Самаковой, одним из приоритетных для Кабмина. В настоящее время в парламенте находится новый проект закона “О миграции”, и рабочая группа правительства разрабатывает новые Правила определения квот и выдачи разрешений для осуществления трудовой деятельности в Республике Казахстан, которые должны быть согласованы и приняты после принятия закона “О миграции”. Но дело продвигается слишком медленно.
Как сообщила Самакова, с 1991 года по сегодняшний день доля внутренних мигрантов составила около 70 процентов от общего объема миграции населения. Это значит, что за указанный период почти пять миллионов казахстанцев стали переселенцами в пределах своей же страны.
Причины, по которым люди меняют места жительства, связаны с несколькими факторами, среди которых роль первой скрипки отводится экономике: сельчане перебираются в город.
Кстати, когда в 2003 году приняли Земельный кодекс, внутренняя миграция увеличилась в разы. Если в 1991 году, то есть после распада СССР и разрушения экономических связей внутри Союза, общий поток внутренней миграции составлял примерно 431 тысячу, а в дальнейшем начал наблюдаться спад, то начиная с 2003 года, когда приняли Земельный кодекс, поток внутренней миграции стал постепенно увеличиваться. Начался он с 291 тысячи и далее сегодня движется по возрастающей. В итоге ежегодная миграция населения составляет в среднем 300 тысяч человек, но госорганы почему-то этого не фиксируют.
При этом наибольший приток мигрантов отметили в Мангистауской области, что объясняется наличием рабочих мест, потоком вахтовиков в связи с разработкой нефтегазовых месторождений. Там сальдо миграции составило 15,7 на 1000 человек. Самая же низкая интенсивность миграции оказалась в Костанайской области - 3,1 на 1000 человек. В то же время более 50 процентов объема от общей миграции приходится на Алматы, Астану, Восточно-Казахстанскую, Алматинскую и Карагандинскую области.
Однако, по мнению вице-президента Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Мухита Асанбаева, более трех процентов от общей численности населения Казахстана, а это почти 500 тысяч внутренних мигрантов, несут в себе опасность внутренней миграции, которая является стихийной. В этом случае она ведет к дисбалансу рынка труда, провоцирует рост бедности и нищеты в обществе и в целом подрывает устойчивое развитие страны и ее безопасность.
Проблема уже сейчас носит острый характер, поскольку село в погоне за счастливой жизнью покидает молодежь - экономически активная часть населения.
В то же время некоторые эксперты, в числе которых ректор Центрально-Азиатского университета казахстанский демограф Макаш Татимов, считают, что свободу передвижения граждан Казахстана ограничивать нельзя, поскольку это противоречит Конституции, ограничивая свободу выбора местожительства.
Астана |