Ботагоз Омар
Реализация проекта Кашаган покажет, появится ли в Казахстане четвертый нефтеперерабатывающий завод. Пока эти планы правительства весьма туманны, их реализация возможна только в 20-х годах. А вот депутаты предложили действовать энергичнее и рассмотреть вариант выкупа доли Орского НПЗ, которая сегодня, как известно, принадлежит казахстанцу
Несмотря на то, что в настоящее время три действующих в стране нефтеперерабатывающих завода загружены в лучшем случае лишь наполовину, глава Кабмина Карим Масимов не исключает возможности строительства четвертого НПЗ. По мнению премьера, этот вопрос даст стопроцентную уверенность в том, что наша страна будет полностью независимой “в энергетическом смысле”. Правительство намерено вернуться к обсуждению этого вопроса по мере развития проекта освоения нефтяного месторождения Кашаган.
Ранее на эту тему размышлял министр нефти и газа Сауат Мынбаев, подчеркивая, что если этот проект и будет реализован, то строительство начнется не ранее 2019-2020 годов.
И вот на прошлой неделе в ходе правительственного часа депутат мажилиса Глеб Щегельский предложил не ждать десять лет и уже в ближайшее время рассмотреть возможность выкупа государством доли в Орском НПЗ. “Казахстану не хватает мощностей трех нефтеперерабатывающих заводов. Но есть Орский НПЗ - и его хозяином недавно стал казахстанский гражданин. Имеется и нефтепровод Актобе - Орск, расположен этот завод в 30 километрах от границы с Казахстаном. Может быть, стоит это учесть и как-то выкупить государству долю у этого гражданина?” - заявил он. По его мнению, это станет решением вопроса с нехваткой мощностей казахстанских НПЗ и не потребует особых денег.
Народный избранник имел в виду приобретение казахстанцем Игорем Школьником (сыном главы Казатомпрома Владимира Школьника. -
“НП”) доли в ОАО “Орскнефтеоргсинтез”. Он является конечным бенефициаром кипрской Sermules Enterprises Limited, в свое время купившей у “Русснефти” 92,2 процента акций в этом заводе.
Однако в нынешних реалиях оба этих предложения экономически необоснованы. Один из старейших заводов России требует немалых средств на модернизацию при том, что стоить он будет немало. Не легче ли с нуля возводить новое производство, нежели приобретать его на территории соседней страны?
Обычно вопрос о новом производстве возникает, когда есть реальный спрос на производимый продукт. Пока на сегодняшний день совокупная мощность заводов в Атырау, Павлодаре и Шымкенте рассчитана почти на 22 миллиона тонн нефти, при общей потребности Казахстана в нефтепродуктах не более 14 миллионов тонн в год. В таком случае возникает вопрос - не будет ли стопроцентной гарантией энергетической независимости страны работа действующих заводов в полную силу?
Тем более страна нуждается не столько в количестве, сколько в качестве бензина. Именно по этой причине мы импортируем топливо из соседней России.
Еще один немаловажный вопрос касается дефицита сырья. Известно, что Павлодарский и Шымкентский НПЗ вынуждены импортировать сырую нефть из России, так как казахстанская нефть, имеющая высокий процент содержания примесей, не подходит для производства некоторых видов продукции, например, авиакеросина и битума. Кроме того, ее разнородность не позволяет заниматься глубокой переработкой. В то же время заводы периодически сталкиваются с проблемами недопоставки нефти из РФ.
Астана |