Алла Иванилова
Экспорт зерна наряду с экспортом нефти является одной из основных статей, формирующих бюджет Казахстана. За счет развития производства биотоплива и с увеличением численности населения Земли потребность в зерновой продукции ежегодно возрастает. Однако стать “зерновым магнатом” нашей республике мешает неразвитая инфраструктура хранения и транспортировки
Рекордный урожай прошлого года - 27 миллионов тонн зерна в чистом весе - обнажил массу проблем. Первое, с чем столкнулись чиновники - где хранить новый урожай? Было решено перебросить зерно из основных зерносеющих регионов - Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей - в южные и западные области. АО “Продкорпорация” осуществлено перемещение 500 тысяч тонн зерна, при этом к приему урожая 2012 года будет перемещено еще 500 тысяч тонн.
Небывалый урожай позволил увеличить экспортный потенциал страны в два раза. Казахстан планирует в 2011-12 маркетинговом году экспортировать 15 миллионов тонн зерна. Только за три последних месяца 2011 года на экспорт отправлено 3,6 миллиона тонн зерновых культур с учетом муки. Для поддержки отечественных экспортеров в целях развития нетрадиционных рынков осуществляется субсидирование транспортных расходов в направлении Китая, транзитом через китайскую и российскую территории. Продавцам “желтого золота” власти помогут вывезти 2,5 миллиона тонн зерна, что обойдется государству в 15 миллиардов тенге. Из этого объема 1 января уже отгружен миллион тонн. Как уверен глава Зернового союза Нурлан Тлеубаев, “за январь-февраль при таком экспорте они закончатся” (2,5 миллиона тонн. -
“НП”). В этом случае Казахстан останется с зерном один на один. “У нас через семь месяцев снова уборка урожая. То количество зерна и та логистика экспорта, инфраструктура, которые сейчас есть, не позволяют нам вывезти из Казахстана больше миллиона тонн зерна. Простой расчет показывает, что у нас только на элеваторах будет 7,5 миллиона тонн зерна”, - подсчитал Тлеубаев. В таком случае нынешним летом Казахстан опять столкнется с проблемой хранения зерна. Чтобы этого не произошло, президент Зернового союза просит правительство рассмотреть вопрос субсидирования транспортных расходов еще на 2,5 миллиона тонн. “Только Черное и Балтийское моря могут поглотить такой объем зерна в короткое время, до начала новой уборки”, - уверен главный зерновик страны.
Однако, по расчетам министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, чтобы ежемесячно вывозить из Казахстана порядка одного миллиона тонн зерна, необходимо 15 тысяч вагонов, при этом в стране всего пять тысяч зерновозов. Для решения этой проблемы при “Казахстан Темир Жолы” будет создана специальная транспортная компания, благодаря которой к имеющемуся парку зерновозов можно привлечь еще столько же вагонов, что позволит устранить зависимость от транспортных компаний сопредельных стран.
Слабые транспортные возможности Казахстана не смущают главу Зернового союза. Он уверен: если государство возьмет на себя часть расходов по перевозке зерна, то экспортеры найдут вагоны. К тому же на мировых рынках складывается благоприятная ситуация - цены на “желтое золото” укрепляются.
Но государство не намерено быть “дойной коровой” для экспортеров, и в рамках задачи по созданию единого зернового холдинга, поставленной главой государства в послании, Минсельхозом совместно с холдингом “КазАгро” прорабатывается вопрос расширения емкостей хранения зерна в общей сложности на один миллион тонн с размещением их в зерносеющих регионах и экспортных направлениях. Особое внимание будет уделено созданию логистической инфраструктуры. Один из вариантов - расширение терминала в Актау, что потребует приобретения паромов для транспортировки зерна через Каспий.
Еще одна проблема, которая может нанести урон нашей репутации производителя зерна исключительно высшего качества с хорошими показателями клейковины и самое главное - снизить производительность в земледелии, - обновление семян. По данным специалистов, в настоящее время ряд сельхозтоваропроизводителей республики не производят сортосмену и сортообновление, используя семена низких репродукций и устаревших сортов по 10 и более лет. Получаемое в результате зерно невысокого качества может вызвать нарекания у зарубежных покупателей (что иногда и происходит). Чтобы этого не допустить, Министерство сельского хозяйства предлагает законодательно закрепить норму, обязывающую фермеров в установленные сроки проводить сортообновление.
Астана |