|
Ольга Шишанова
Законопроект “О телерадиовещании”, обсуждение которого на протяжении долгого времени будоражило казахстанскую общественность, наконец был одобрен сенатом и подписан президентом
Сегодня казахстанцы имеют доступ к десяткам телеканалов, на которых каждый может найти себе зрелище на свой вкус. Но все это ненадолго - в принятом недавно Законе “О телерадиовещании” зафиксированы нормы, которые могут серьезно ограничить наше право на получение информации - правозащитники углядели в нем запрет казахстанцам щелкать пультом и смотреть то, что нравится.
По мнению активистов и представителей различных НПО, парламент принял не самую удачную версию закона. В частности, они акцентируют внимание на том, что из текста закона, принятого сенатом, исчезло примечание о том, что на индивидуальные принимающие спутниковые устройства, ввезенные в Казахстан до вступления в силу закона, не будет распространяться требование о прохождении сертификации в соответствии с Законом РК “О техническом регулировании”.
Оппоненты говорят о том, что все новые “тарелки”, завозимые в страну, будут сертифицироваться, а старые запретят к эксплуатации. Хотя разработчики и опровергают это как неверное толкование законодательных норм. Так как закон не имеет обратной силы, все старые “тарелки”, как и старые автомобили, могут эксплуатироваться до износа - морального или физического. На уже установленные антенны действие закона распространяться не будет.
Утверждение законопроекта “О телерадиовещании” парламентом было негативно воспринято не только казахстанскими, но и зарубежными правозащитниками, только с другой мотивацией. В частности, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ
Дунья Миятович обратилась с просьбой наложить на данный закон вето, так как, по ее мнению, этот закон, усилив контроль государства над электронными СМИ, способен нарушить право граждан свободно получать и распространять информацию и в конечном итоге угрожает плюрализму, считает правозащитница.
На самом деле, как прокомментировал известный юрист Марат Башимов, требование о сертификации “спутниковых тарелок”, заложенное Министерством связи в Закон “О телерадиовещании”, продиктовано стремлением оградить потребителя от некачественной продукции, которая нередко встречается на рынке. Кроме того, спутниковые антенны могут быть просто опасны - приставки к ним при неправильной эксплуатации могут загореться, как любой электроприбор, подключенный к бытовой электросети. Они же могут создавать высокочастотное электромагнитное излучение, вредное для здоровья людей и для электронной техники, хотя, по мнению экспертов, те же сотовые телефоны имеют сходную с ними систему эксплуатации.
Башимов ссылается на законодательные требования в зарубежных государствах к качеству продукции, поступающей на рынок, и при этом никакие правозащитники не возражают против этого.
Например, в Японии действует закон об электротехнических товарах бытового назначения, в соответствии с которым такие товары при ввозе в страну должны проходить сертификацию. Аналогичные требования действуют во Франции и многих других странах. В Германии потребители получают права на прием спутниковых программ, только если приобретают сертифицированное приемное устройство.
Несмотря на это, по словам директора правозащитной организации Freedom House Вячеслава Абрамова, в принятой редакции закона все равно больше всего пострадает потребитель, который лишится возможности свободно выбирать те телеканалы, которые ему хочется смотреть, а значит, будут ущемлены его интересы.
Что же касается того, насколько возрастут цены на спутниковые антенны в связи с необходимостью сертифицировать их, большинство бизнесменов называют цифры от 15 до 30 процентов.
Астана |