|
Алан Байтенов
Новый министр транспорта и коммуникаций начал обходить свои владения. Одно из первых направлений - станции технического осмотра. Верно, частный техосмотр требует внимания, так как дело для нас почти новое, спорное и достаточно скользкое. Сразу же озвучены дальнейшие действия - количество точек будет увеличено, а также решено создать единую информационную базу, доступ к которой будут иметь сотрудники дорожной полиции в режиме онлайн
С 1 января 2012 года технический осмотр автомобилей перешел в конкурентную среду. То есть отдан частным организациям. С введением такого порядка существенно поднялась стоимость прохождения процедуры. В первую очередь из-за того, что частные компании вольны выставлять цену по своему желанию. Новый порядок их полностью оправдывает - частники, мол, не могут работать себе в убыток. Поэтому стоимость технического осмотра увеличилась в несколько раз. В то же время, считают независимые эксперты, на повышение цен также играет невольно (невольно ли?) созданный дефицит станций. Сегодня в столице работают 3, а в Алматы - всего 5 боксов. Такое положение, по мнению руководства транспортного ведомства, неприемлемо. Следовательно, первый шаг - увеличить количество станций и тем самым, создав большую конкуренцию, снизить стоимость оплаты процедуры. Существующий реестр будет скорректирован в самое ближайшее время. Правда, сегодня не называется точное количество станций, что будут созданы дополнительно.
Еще один шаг, направленный на дальнейшее развитие этого сектора, - создание Комитетом транспортного контроля совместно с АО “НИТ” единой информационной системы, в которой будут собраны данные со всех центров технического осмотра. Позже к этой базе данных доступ получит дорожная полиция. Это необходимо как для контроля над автолюбителями, так и для контроля над самими станциями технического осмотра.
На этом нововведения пока что заканчиваются. И не приняты во внимание некоторые наиболее, на наш взгляд, важные моменты. Связаны они со свободой цен, а именно с необъяснимой разницей в стоимости прохождения технического осмотра для разных типов автомобилей, например, для легковых или “джипов”. Известно, что официальные правила идентичны - проверке подвергаются, что в первом, что во втором случае, одни и те же узлы. (То есть тормозное управление, рулевое управление, обзорность стекол, внешние световые приборы, колеса, шины, подвеска, содержание вредных веществ в выхлопе, состояние и функционирование креплений узлов и агрегатов шасси, состояние и функционирование прочего оборудования: ремни безопасности, спидометр, аптечка, огнетушитель.) Но представители станций технического осмотра мыслят другими категориями: имеешь автомобиль большего размера - будь добр и заплати больше.
Подобная вольность в ценообразовании позволяет предположить следующее: раз цена формируется исключительно по желанию частника, не исключена вероятность ценового сговора между немногочисленными частными станциями технического осмотра. В один момент стоимость может вырасти на порядок - и оправдание рентабельностью будет выглядеть вполне законно. Стоит только вспомнить затраты на создание станций техосмотра, приплести курс условных единиц или не забыть упомянуть индекс инфляции тенге, - вот вам и общее подорожание. Конечно, ими займется Антимонопольное агентство, но так как они единственные в своем роде, судить их по всей строгости закона, по всей видимости, не будут. По крайней мере, не закроют точно. И такая угроза будет существовать до тех пор, пока законодательно не будет определен верхний порог стоимости.
Однако есть вероятность, что даже в этом случае бесконтрольного роста цен не избежать. Так как не исключен следующий момент - возможность давления на автолюбителя со стороны специалистов станций технического осмотра. Известна схема: один из узлов не прошел тест - устрани проблему и приезжай вновь. Правда, пусть и только за этот узел, но заплати снова. Это именно тот идеальный механизм мздоимства, перед которым владелец авто не защищен. Решение есть, оплатил один раз и, как говорится, до победного. Тем более что предусмотрена серьезная ответственность за отсутствие техосмотра (кроме того, с новой системой не скроешься и от дорожной полиции, в функциях которой следить за наличием такого талона).
В то же время, если все сделать по-хорошему и нейтрализовать наиболее скользкие моменты, разработав соответствующие законодательные нормы, частники могут попросту отказаться от работы. Технический осмотр превратится в исключительно убыточное предприятие. Что не исключено и может произойти в будущем. Или, вероятнее всего, таким образом в скором времени объяснят обратную передачу технического осмотра под государственное крыло. Правда, времени будет достаточно для того, чтобы частный посредник, что вдруг появился между государством и автолюбителем, насытился вдоволь. |