|
Ботагоз Омар
С начала этого года уже более десяти тысяч автовладельцев обратились в частные СТО для прохождения технического осмотра (ТО), но этот “экзамен” с первого раза провалили треть водителей. В Минтранскоме заявили, что это говорит об эффективности передачи этой функции в конкурентную среду. Сами же владельцы многочисленных авто считают, что с изменением системы прохождения ТО коррупции меньше не станет
Начало этого года ознаменовалось для автовладельцев временем, когда их расходы на прохождение ТО увеличились почти в четыре раза. Ведь теперь они будут проводиться только в специализированных частных СТО, включенных в реестр и получивших соответствующую лицензию.
Напомним, что прежде техническим осмотром занимались только органы дорожной полиции, он проводился бесплатно. Водителям нужно было оплатить лишь госпошлину за выдачу международного сертификата о прохождении техосмотра в размере половины месячного расчетного показателя. Кроме того, с целью предупреждения преступлений и административных преступлений автотранспорт проверяли по базе “Технадзор”, за что взималась плата в размере 245 тенге.
Теперь с передачей техосмотра в частный сектор его стоимость государством не регулируется. “На сегодня в среднем по республике стоимость данной услуги составляет от 1,8 до 3 тысяч тенге для легковых автомобилей и от 3 до 5 тысяч для грузовых”, - отметил в ходе недавней пресс-конференции вице-министр транспорта и коммуникаций Казахстана Асылбек Дуйсенбаев. Он добавил, что в данную стоимость входят расходы специализированных СТО на амортизацию диагностического оборудования, оплату труда сотрудников, налоги.
При этом самая низкая средняя стоимость техобслуживания легковых автомобилей наблюдается на юге страны, а самая высокая - в Акмолинской, Атырауской и Мангистауской областях.
Представители Минтранскома считают, что при увеличении количества центров проведения техосмотра стоимость его прохождения будет снижаться, а качество обслуживания - возрастать. Необоснованное повышение цен центрами прохождения техобслуживания либо возможный сговор участников рынка будет контролироваться Агентством по регулированию естественных монополий.
Пока на данный момент во всех регионах страны действуют 50 центров, имеющих право на проведение ТО. Они располагают 118 линиями для прохождения техосмотра. Ожидается, что в первом квартале этого года дополнительно заработают 214 линий техобслуживания.
Добавим при этом, что такая функция может появиться только у очень крупных автосервисов, ведь СТО должны быть оборудованы на очень высоком уровне, причем по всем показателям. У них должны быть в наличии и подъемники, и боксы, и газомеры, не говоря уже о высококвалифицированных специалистах. В общей сложности на приобретение оборудования и получение лицензии требуется не менее пятидесяти тысяч долларов США.
Удорожание услуг в связи с передачей в конкурентную среду связано и с тем, что прежде у дорожной полиции была инфраструктура, оставшаяся после Советского Союза. Кроме того, ее деятельность подпитывалась из государственного бюджета. Что же касается частников, то они не могут существовать без прибыли. Соответственно, все это вкладывается в стоимость предоставляемых услуг.
По словам Асылбека Дуйсенбаева, с начала года обязательный технический осмотр на частных специализированных СТО пытались пройти 10 тысяч автомобилей. Однако треть из них не смогли этого сделать с первого раза. У них в основном имелись неисправности тормозной системы и световых приборов. “После устранения выявленных неисправностей автовладельцы в течение 10 дней повторно могут представить автомобиль на техосмотр, при этом оплата производится только за проверку выявленной неисправности”, - уточнил представитель Минтранскома.
Кстати, в прошлом году в органах дорожной полиции техосмотр не прошло всего семь процентов автотранспорта. “Выявление неисправностей у 30 процентов авто свидетельствует об эффективности проводимого сейчас техосмотра и положительно отразится на безопасности дорожного движения”, - отметил вице-министр.
Как утверждают отечественные топ-менеджеры, новый порядок прохождения техосмотра основан на мировом опыте развитых стран, где чаще всего эта функция осуществляется частными организациями.
Что касается сроков, то если у нас, к примеру, техосмотр для автомашин, возраст которых более семи лет, включая год выпуска, проводится каждые 12 месяцев, от трех до семи лет - каждые два года, то для более свежих авто, срок службы которых менее трех лет, - каждые три года. В Турции, Японии, Швеции, Великобритании и Германии первый ТО проводится также после трех лет эксплуатации машин. Далее - раз в два года.
Эта картина несколько отличается в Китае, где для авто до шести лет техосмотр проводится каждые два года, затем - ежегодно.
Кстати, в некоторых странах обязательного техосмотра нет. Видимо, там предполагается, что автовладельцы сознательны и проходят его добровольно, дабы не подвергать риску свою жизнь и жизнь окружающих. В Великобритании, например, автомобили хоть и подвергаются ТО ежегодно или после пробега каждых десяти тысяч миль (16 тысяч километров), но после его проведения наклейку на лобовом стекле не размещают, ведь за ее отсутствие не карают ни полиция, ни закон.
В 13 штатах США техосмотра вообще не существует. Чиновники и законодатели здесь опираются на статистику, в соответствии с которой по техническим причинам происходит только 0,6 процента аварий. Правда, в некоторых штатах обязательный техосмотр проводится для автомобилей старше четырех лет, в некоторых - только при смене автовладельца.
С апреля прошлого года в России обсуждается предложение президента Дмитрия Медведева о полной отмене ТО или его проведении в заявительной форме. По информации главы движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, например, половина автовладельцев получают талон прохождения техосмотра, просто покупая его. Пока же на официальном уровне страна, так же, как и Казахстан, переходит на формат передачи функции ТО частным компаниям.
Опыт нашего северного соседа всегда интересен, особенно учитывая наше сотрудничество в рамках Таможенного союза. Тем более что, по словам заместителя председателя Комитета транспортного контроля Минтранскома Асета Асавбаева, страны “тройки” (включая Беларусь) должны ввести единые требования к техническому осмотру автомашин. При этом единые требования не коснутся порядка проведения техосмотра. “В Беларуси, например, занимается этим унитарное предприятие “Белтехосмотр” с участием государства. А в России в настоящее время техосмотр автомашин хотя и передается частным центрам, но через страховые организации, которые курируют этот вопрос”, - напомнил он.
Астана |