|
Константин Маскаев
Миновал Крещенский сочельник, и сегодняшний день ознаменовался православным празднованием Крещения Господнего
Это евангельское событие ежегодно приходит неизменно день в день, 19 января - как символ и память о крещении Иисуса Христа в водах реки Иордан. Это один из самых древних праздников Церкви. Он также стоит в ряду наиболее почитаемых. А отголоски и “маячки” этого дня затем проявляются в течение всего года. Именно на Крещенский сочельник и в сам день Крещения происходит необъяснимое с рациональных позиций трансформация: чудо явления святой воды. Набранная и освященная в этот период вода, называемая Агиасмой (по-гречески - “Великая святыня”), длительное время сохраняет свежесть, не портится, не зацветает. К этой освященной воде христиане имеют великое благоговение, бережно хранят на протяжении года в своих домах, близ икон. Святыню православные употребляют для окропления храмов и жилищ, как лекарство от душевных и телесных болезней, как средство в борьбе с грехом.
Со вчерашнего вечера и в течение всего сегодняшнего дня по церковному уставу в храмах и на открытых водоемах во всех местах, где исповедуют православие, совершается Великое освящение воды. В ночь с 18 на 19 января была отслужена праздничная Божественная литургия и в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Алматы, по окончании которой состоялся чин Великого освящения воды. Богослужение возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. А затем с 11 часов митрополит в сослужении с иерархами православной церкви провел такой же чин освящения воды в храме в честь иконы Божией Матери. Живоносный источник, расположенный в окрестностях села “Космос”. После чего все желающие смогли совершить погружение в иордани - специальные купели, наполняемые водой из источника.
Крещенские купели - иордани, сегодня организованы на многих водоемах, в том числе в Казахстане. В столице ожидают традиционный Крестный ход от Константино-Еленинского собора - “Хождение на Иордань” с освящением вод Ишима, сообщает Астанайское церковное благочиние. Традиционно проходит освящение воды и крещенское погружение в привычном месте на водохранилище в окрестностях Капшагая.
Издревле известно, что искупавшиеся в Крещение в освященной воде могут не переживать относительно риска заработать простуду. Этого не происходит. Более того, проходят легкие формы простуд, уходят другие заболевания. Это тоже сложно объяснимый с позиции традиционной медицины факт, который, впрочем, не нуждается в комментариях.
А вот что нуждается в комментарии, так это то, что Крещение в Казахстане впервые выпадает на действие нового законодательства, регулирующего деятельность религиозных организаций. Закон предписывает проводить обряды и таинства в границах культовых, назовем их так, сооружений. И если с крестными ходами вроде бы разобрались, их можно проводить внутри церковной ограды, то с организацией купелей и иорданей на водоемах, далеко отстоящих от церквей, возникает определенная правовая “вилка”.
С одной стороны, церковь может с полным на то основанием объяснить, что не предписывает верующим обязательного погружения в ледяную воду во время празднования. Собственно, к церковному таинству (или в понимании иных людей - обряду) это имеет весьма отдаленное отношение. В то же время для большинства людей, кто погружается в иордань, стимулом и основанием становится именно Крещение. Ни в какой другой морозный зимний день этого же человека в прорубь не загонишь! Поэтому тут очевидная и неразрывная связь с православным праздником.
И купание в проруби на Крещение обязательно будет. И к иорданям также придут и священники, и будут что-то читать, произносить какие-то слова, погружать в воду крест, совершать чин Великого освящения воды и т.д. И государство в некоторых особо массовых местах даже организует дежурство спасателей, медработников и полиции. Например, Жамбылский областной департамент МЧС местом массового купания в день Крещения упоминает родник Аулие-Бастау, находящийся в 20 километрах от Тараза, а также протекающую близ областного центра полноводную реку Талас. Пресс-служба областного МЧС сообщила, что организует рейд спасателей в этих местах - для безопасности.
Отозвались и столичные спасатели, которые не рекомендовали находиться в воде долгое время и, конечно же, не купаться в состоянии алкогольного опьянения.
Так вот, сегодня такое возможно исключительно по благосклонности местных властей и весьма лояльному отношению в Казахстане к двум “официальным” религиям. В данном случае - к православию. И чтобы в каком-то гипотетическом “завтра” это вдруг не стало причиной для давления или разбирательств, и нужны юридически подкрепленные основания.
По-видимому, здесь очевидно наличествуют повод и основание для определенной законотворческой работы. Церковь должна выступить инициатором появления какого-то подзаконного акта, особого документа, который учитывал бы и обслуживал эту Крещенскую особенность. А именно оговаривал бы конкретные время и место для молитвы, совершения чина и т.д. на водоемах, расположенных вне юрисдикции церкви, чтобы это не противоречило действующему законодательству и не заставляло всех прибегать к лукавству, кивая на народные традиции. |