|
Юлиана Жихорь
Международные рейтинговые агентства взялись за оценку европейских финансовых институтов. На днях Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг Европейского фонда финансовой стабильности на одну ступень
Конец прошлой недели стал “черным днем” зоны евро сразу в девяти странах, включая вторую по значимости экономику Европы - Францию, рухнули суверенные кредитные рейтинги. В число несчастливчиков вошли также Австрия, Италия, Словакия, Словения, чьи рейтинги понизились на один пункт, и Кипр, Италия, Португалия и Испания, чьи позиции были понижены на два пункта. Германия, Голландия, Финляндия и Люксембург свои высшие кредитные оценки сохранили.
Эксперты тут же поспешили заявить, что подобное понижение кредитных рейтингов не приведет к резкому углублению финансового кризиса в этих государствах. Ведь, по сути, агентство всего лишь отразило в своем отчете то, о чем давно и долго говорили и экономисты, и политики стран еврозоны и не только: констатировали, что Европа стоит на пороге очередной, еще более болезненной, чем ранее, волны кризиса. И выбираться из этой ямы странам становится все труднее.
Впрочем, некоторые экономисты считают, что S&P в данной ситуации лишь подливает масла в огонь, поскольку своим решением агентство усугубляет медленный упадок стран зоны евро и постепенный развал их банковской системы. “Убедившись, что момент для оглашения подобран неслучайно, я хочу выразить сожаление по поводу необоснованного решения”, - заявил 14 января европейский комиссар по финансам Олли Рен.
Австрийское правительство выразило недоумение по поводу отчета S&P. “Непонятно, когда одно из трех рейтинговых агентств США принимает в одиночку решение о понижении рейтинга стран еврозоны и присвоении им негативного прогноза, - говорится в сообщении правительства Австрии. - Что кажется еще более непонятным, так это неравная оценка агентством стран еврозоны, которые раньше имели наивысший рейтинг “ААА”, хотя некоторые из этих государств работают в тесном сотрудничестве друг с другом”.
В Вене считают, что решение S&P лишь подольет масла в огонь и может свести на нет прогресс, достигнутый за последние несколько недель в результате антикризисных мер.
|
Олли Рен сожалеет по поводу необоснованной оценки |
А вот Париж оказался на удивление спокоен. “Плохая новость, но не катастрофа”, - отреагировал министр экономики Франсуа Баруэн. Единственный человек, которому “подгадил” Standard & Poor’s, - Президент Франции Николя Саркози, опрометчиво заявивший недавно: “Если мы потеряем тройное “А”, я труп”.
Но на этом оценочные проблемы еврозоны не закончились. Вслед за понижением страновых рейтингов вниз упал и показатель Европейского фонда финансовой стабильности Standard & Poor’s: с высшего AAA до AA+ (“развивающийся”). Причем, как заявили в S&P, действия самого фонда тут и не оценивались - рейтинг ЕФФС упал лишь потому, что были понижены рейтинги стран еврозоны.
Руководство фонда заверило, что снижение рейтинга не повлияет на его кредитные возможности. Сейчас они сохраняются на уровне 440 миллиардов евро. Как заявили в фонде, этих средств вполне достаточно для выполнения текущих обязательств по оказанию поддержки проблемным странам. Однако многие эксперты считают, что понижение рейтинга фонда в будущем осложнит для него процесс получения дешевых кредитов для усилий по стабилизации проблемных стран.
Вообще, в последнее время (с началом кризиса 2008 года) крупнейшие государственные экономисты разных стран мира крайне негативно стали оценивать зависимость экономик от результатов рейтинговых оценок. По мнению некоторых из них, сегодня международные рейтинговые агентства часто не столько отражают текущую экономическую ситуацию, сколько настраивают инвесторов на негативный лад. Например, когда S&P еще месяц назад заявило о планах снизить страновые рейтинги, многие экономисты (опять же из политических кругов) заявляли, что агентство забегает вперед и ставит препятствие на пути стабилизации экономики еврозоны.
Помнится, несколько лет назад инвесторы, вкладывавшие деньги в казахстанскую экономику, “напряглись” после того, как агентства Standard & Poor’s и Fitch практически одновременно понизили суверенный рейтинг нашей страны. Тогда аналитики агентства говорили о “негативных ожиданиях” будущего нашей экономики. В результате такого решения объем инвестиций в нашу экономику резко сократился.
Но теперь фактически агентства уже не предсказывают и анализируют, а лишь констатируют текущую ситуацию. Если в докризисное время мнение международных рейтинговых агентств были больше индикатором для экономик развивающихся стран (именно на эти показатели ориентировались инвесторы), то теперь отчеты этих агентств - лакмусовая бумажка степени развала экономик стран развитых. И, как выясняется, совсем не радужная оценка общих усилий стран Евросоюза по спасению утопающих членов еврозоны.
Астана |