|
Бек Аргынов
Казахстан должен стать частью мировой транспортно-коммуникационной системы, что потребует опережающего развития всей транспортной инфраструктуры страны. Необходимо добиться максимальной эффективности системы и серьезного снижения доли транспортных издержек в стоимости конечной продукции. Согласно Программе ФИИР, валовая добавленная стоимость в транспортной сфере должна вырасти на 63 процента к 2015 году. Такую задачу поставил перед отраслью глава государства Нурсултан Назарбаев
В своем Послании от 2006 года “Казахстан на пороге нового рывка...” президент страны уделил особое внимание развитию отрасли. Идеи и указания Лидера нации легли в основу создания Транспортной стратегии РК до 2015 года.
- Мы должны принять долгосрочную транспортную стратегию, логически увязанную с территориальным развитием. Необходимо создать сеть современных магистралей, позволяющих осуществлять континентальный и трансконтинентальный транзит в направлениях Север - Юг и Запад - Восток, - заявил Нурсултан Назарбаев. - Нужно развернуть работу по формированию сети транзитных маршрутов через воздушное пространство страны. Особый приоритет будет отдан созданию современных “хабов” - мощных транспортных узлов, которые позволят связать между собой не только все города страны, но и крупнейшие города мира.
Близок Локоть,
да не укусишь
Транспортная инфраструктура - это совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание, совместно с дорожной инфраструктурой.
Можно сказать, что она подобна сердечно-сосудистой системе в организме человека. Без нормального ее функционирования невозможна жизнедеятельность любого масштаба - от сельского городка до континента. Продолжая аналогию, можно сказать, что те же автомобильные пробки подобны тромбам в сосудах, и если с ними не бороться системно, то они могут привести к “инфаркту” - коллапсу всей экономики. Особенно наглядно проявляется роль транспортной инфраструктуры во время очередной забастовки профсоюза водителей или железнодорожников в Европе. В это время жизнь практически парализуется, контракты срываются, улицы заполняются мусором, а страна несет колоссальные материальные и имиджевые потери.
По данным Минтранскома РК, доля транспортных затрат в стоимости конечной продукции недопустимо высока. Она составляет по внутренним перевозкам 8 процентов для железнодорожной дороги и 11 процентов для автотранспорта. Для сравнения: в странах с развитой рыночной экономикой этот показатель равен всего 4-4,5 процента.
По показателю грузоемкости экономика Казахстана примерно в 5 раз менее эффективна. Так, на каждую единицу ВВП в долларовом исчислении приходится не менее 9 тонно-километров работы транспорта, а в странах Евросоюза грузоемкость составляет менее 1 тонно-километра на доллар ВВП. Причина такого положения связана, во-первых, с объективным фактором - огромной протяженностью наших территорий и низкой плотностью населения, а во-вторых, с недостаточной развитостью транспортной системы страны.
К примеру, до недавнего времени соседние наши города Семей - Павлодар и Семей - Усть-Каменогорск были связаны между собой железной дорогой... через российскую станцию Локоть. Что поделать - дороги кроились под нужды всего Союза, а не республики отдельно. До вхождения Казахстана и РФ в ТС это вызывало массу проблем с растаможкой грузов, паспортным контролем на границе.
Так родилась саркастическая железнодорожная шутка - близок Локоть, да не укусишь! С вводом участков железной дороги через Павлодар - Курчатов - Семей и Шар - Усть-Каменогорск данная проблема была успешно решена.
Точно так же еще несколько лет назад обстояло дело с железнодорожным сообщением между Уральском и Актобе.
Между хорошим
и лучшим
Министерством транспорта и коммуникаций страны была разработана Транспортная стратегия РК до 2015 года со сроком реализации - 2006-2015 годы. Первый этап: 2006-2010 годы, второй - 2011-2015 годы, то есть совпадает со временем действия Программы ФИИР.
Стратегическими задачами и принципами объявлены создание современной перспективной национальной транспортной инфраструктуры, развитие и эффективное использование транзитного потенциала. А также снижение доли транспортных издержек, гармонизация национального транспортного законодательства с международным, формирование благоприятного инвестиционного климата в транспортном секторе и др.
Согласно Программе ФИИР, в результате проведения реформ валовая добавленная стоимость в сфере транспорта должна вырасти на 63 процента к 2015 году. При этом скорость грузового сообщения вырастет на 15-20 процентов, а по основным международным транспортным коридорам - на 20-30 процентов.
Предусмотрено провести реконструкцию около 7 тысяч километров, ремонт 10 тысяч километров автодорог республиканского значения и 12 тысяч километров дорог местного значения. Хорошего и удовлетворительного состояния должны достигнуть 85 процентов республиканской и 70 процентов местной сети автодорог.
Чтобы наши водители могли выбирать между хорошим и лучшим, планируется введение платной системы на отдельных участках автомобильных дорог республиканского значения. При этом, как это делается во всем мире, у водителей всегда должна быть альтернатива в виде бесплатного проезда, но по менее комфортной трассе.
Грузооборот в республике за январь - июль 2011 года увеличился на 15 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, достигнув 231 миллиарда 557 миллионов тонно-километров. При этом грузооборот автомобильного транспорта вырос на 45 процентов, а воздушного - увеличился на 16 процентов.
|
В этих руках успех государства |
Великий
автомобильный
путь - Кар вэй
Крупнейшим инвестиционным проектом является строительство казахстанского участка международного транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай.
По оценкам экспертов Международного валютного фонда, ежегодный товарооборот между Азией и Европой приближается к одному триллиону долларов США. Международный транзитный коридор Западный Китай - Западная Европа (ЗЕЗК) - это уникальный проект века. Его протяженность - 8,5 тысячи километров. “Сейчас грузы в Европу с Дальнего Востока, Китая перевозят через моря, Тихий и Индийский океаны, а этот транспортный коридор позволит сократить дорогу в 3,5 раза”, - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург - Москва... - Алматы - Урумчи... - Ляньюньган составляет 8445 километров. Из них 2233 километра пройдет по территории России, 2787 километров - Республики Казахстан, 3425 километров - КНР.
Этот коридор позволит транзитному транспорту выходить в Китай не только через Россию, но и через Узбекистан и Кыргызстан. А также в страны Юго-Восточной Азии.
По сравнению с существующими альтернативными коридорами - автодорожный Транссиб, морской путь через Суэцкий канал - преимуществом является его протяженность и время нахождения в пути. Путь по морю доходит до 45 суток, по Транссибу 14 суток, а по строящемуся коридору от порта Ляньюньгань до границ с европейскими государствами время в пути составит порядка 10 суток. Кроме того, по сравнению с суровыми климатическими условиями Транссиба ЗЕЗК более комфортен.
Причем этот транзитный коридор будет основным маршрутом грузоперевозок в Центрально-Азиатском регионе. Он обеспечит высокий уровень сервиса, включающий комбинацию превосходной технической доступности с современной интеллектуальной системой и услугами логистических центров. Как мы уже писали, Казахстан намерен создать целый туристический кластер вдоль отечественной части этой трассы с центрами отдыха трех категорий.
Из трех региональных маршрутов коридор Китай - ЦАР имеет самый высокий потенциал роста грузооборота. Через 10 лет здесь будет перевозиться около 330 миллионов тонн грузов в год! То есть примерно 20,5 тонны на одного казахстанца.
Таким образом, всего около трех тысяч километров отечественных транзитных дорог, которые пройдут через пять областей, будут соответствовать всем международным стандартам.
В нынешнем году уже сдан в эксплуатацию участок Карабутак - Иргиз - граница Кызылординской области протяженностью 215 километров. Всего по итогам года будет сдано 750 километров нового дорожного полотна.
Планируется в 2012 году полностью завершить строительные работы на участках в Кызылординской и Актюбинской областях. А в 2013 году - на участках автомагистрали в ЮКО, Жамбылской и Алматинской областях.
Мультипликативный эффект проекта для нашей экономики очевиден - на строительстве автодороги сейчас задействовано 35 тысяч человек. Для снабжения проекта материалами открыты и модернизированы два цементных завода в Таразе и Шымкенте, два битумных завода и один по производству дюбелей, привлекается свыше 200 предприятий МСБ.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приступил к рассмотрению возможности финансирования проектов по реконструкции автомобильных дорог Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской области протяженностью 102 километра и стоимостью 75 миллиардов тенге. Также возможен проект Алматы - Хоргос протяженностью 304 километра и стоимостью 169 миллиардов тенге. А инвестиции в Большую Алматинскую кольцевую автодорогу протяженностью 70 километров оцениваются в 87,5 миллиарда тенге.
Не пролетайте мимо!
В сфере гражданской авиации планируется поэтапная модернизация аэронавигационной инфраструктуры и завершение реконструкции аэропортовой сети республики, приобретение новых современных воздушных судов. К 2014 году будет проведена реконструкция и строительство взлетно-посадочных полос, пассажирских и грузовых терминалов в 14 аэропортах республики. Будут внедрены европейские авиационные стандарты, при этом число международных авиамаршрутов увеличится в два раза по сравнению с 2010 годом.
Предусмотрена реконструкция взлетно-посадочных полос в 9 аэропортах - Кызылорда, Кокшетау, Семей, Костанай, Уральск, Талдыкорган, Петропавловск, Усть-Каменогорск и Актау. Будут реконструированы пассажирские терминалы в Кокшетау и Уральске, построена вторая взлетно-посадочной полоса в аэропорту Астаны, новые пассажирские терминалы в Алматы и Шымкенте. Нефтяная столица страны - Атырау - получит новые пассажирский и грузовой терминалы.
Запланировано строительство нового международного аэропорта Кендерли (на Каспие) на концессионной основе.
К 2015 году в гражданской авиации будут полностью внедрены европейские авиационные требования, а 12 аэропортов получат категорию Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Из уже сделанного можно отметить, что в минувшем году был сдан в эксплуатацию модернизированный пассажирский терминал международного аэропорта Актау, рассчитанный на 3,5 миллиона пассажиров в год. Сейчас ведутся работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы общей стоимостью более 47 миллионов долларов.
В сентябре 2011 года национальный перевозчик “Эйр Астана” ввел в строй новый центр по ремонту конструкций и компонентов воздушных судов в Алматы. В том числе начала работу единственная в республике авиационная лаборатория неразрушающего контроля. Инвестиции в проект составили более миллиона долларов.
С начала года запущены новые международные маршруты - в Самару и Тбилиси. Рассматривается возможность открытия прямых рейсов в Хельсинки, Сеул, Гонконг, Ханой, Киев, Париж, Прагу и др.
Таким образом, комплексное развитие транспортной инфраструктуры позволит эффективно использовать геополитический потенциал нашей страны. |