ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сумраки “Самрука” События

Ботагоз Омар
сенаторы подвергли критике деятельность Фонда национального благосостояния
Вместо того, чтобы реанимировать убыточные предприятия, Фондом национального благосостояния “Самрук-Казына” достигнут обратный эффект - по закрытию ранее действующих. Так считают депутаты сената, которые на днях раскритиковали деятельность фонда и закон, поступивший на их рассмотрение. Но, как ни парадоксально, большинством голосов закон все-таки одобрили и направили на подпись главе государства

Закон “О Фонде национального благосостояния”, внесенный Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), стал основным предметом критики сенаторов. Главной причиной внесения изменений в действующее законодательство, по мнению вице-министра МЭРТ Марата Кусаинова, стало “переосмысление отношений между группой фонда и государством”.
Во-первых, разработчик документа объяснил это тем, что в период с 2012 по 2015 год будет проводиться народное IPO, что приведет к тому, что в составе акционеров компании фонда будут уже частные лица. “Естественно, тон будут задавать вопросы, почему деятельность фонда связана с большим упором на реализацию задач, которые ставит перед нами правительство. Исходя из этого было принято решение придать гибкость работе фонда”, - пояснил Кусаинов.
В качестве второй причины внесения коррективов в законодательство обозначено усиление конкуренции национальных компаний в связи с вступлением в Таможенный союз.
Как сообщил заместитель председателя правления фонда Куандык Бишимбаев, в среднем процедуры принятия решения ФНБ занимают около шести месяцев. Для внедрения на практике любого решения фонда необходимо три раза пройти согласование одних и тех же государственных органов - в рамках государственной комиссии, затем - правительства и совета директоров, председателем правления которого является премьер-министр страны Карим Масимов, а членами правления - те же министры, которые ранее в рамках двух предыдущих звеньев уже утверждали это решение.
“В контексте создания Единого экономического пространства и вступления в Таможенный союз сейчас предприятия-монополисты в сфере железнодорожного транспорта, телекоммуникаций, почтовых услуг могут работать на территории Казахстана, и если у нас будет продолжаться такая же процедура принятия решений, по шесть-семь месяцев, мы просто никуда не успеем”, - отметил Бишимбаев.
То есть если прежде деятельность фонда управлялась в ручном режиме, то теперь законопроектом предусматривается введение корпоративного управления. Сенатор Ерлан Нигматулин убежден, что такая система менее эффективна и менее оперативна, чем ручное управление. А если учесть, что в период мирового кризиса приоритетными задачами фонда было участие в стабилизационных программах и что эксперты предрекают вторую волну кризиса, то он высказал мнение, что принятие представленного вниманию сенаторов законопроекта преждевременно.
“Кроме того, 19-я, 21-я и 22-я статьи законопроекта позволяют фонду производить закупки товаров, работ и услуг и осуществлять сделки между организациями, входящими в группу фонда, вне казахстанских законов”, - подчеркнул депутат. “В то же время никаких правил закупок или сделок законопроект не предусматривает”, - добавил он.
alt
Марат Кусаинов выступает за гибкость
Депутат Куаныш Айтаханов в своем выступлении подчеркнул, что фонд управляет 50 процентами экономики нашей страны, ему доверены ведущие активы. В то же время новый законопроект дает возможность фонду самому определять свои задачи и функции. “В случае принятия законопроекта возрастет риск коррупционных преступлений”, - поделился он своим мнением.
Депутат Светлана Джалмагамбетова поддержала своих коллег. По ее мнению, Закон о деятельности ФНБ, принятый в 2009 году, вполне позволяет фонду выполнять все цели и задачи. “Новый закон, вводя ряд положений, предлагает вывести ФНБ “Самрук-Казына” полностью из-под контроля государства”, - отметила она.
В то же время она убеждена, что за четыре года своей работы фонд не показал, что созрел для самостоятельной, независимой работы, чтобы выйти из-под контроля государства.
Сенатор напомнила, что “Самрук-Казына” в своей деятельности опирается на опыт Timosek в Сингапуре. Но сингапурский “прообраз” нашего ФНБ работает с тонущими компаниями для их выведения на уровень рентабельных. Во-вторых, он занимается взращиванием и развитием новых видов бизнеса и целых отраслей экономики, кластеров. А в-третьих, выступает первопроходцем в тех направлениях, куда временно не идут частные компании по причине коммерческих рисков или отсутствия необходимых финансовых средств. И в то же время Timosek курирует не правительство в целом, а Минфин, который не предоставляет компании никаких льгот, преференций, субсидий и других мер поддержки.
На вопрос депутата о том, какие убыточные предприятия фонд сделал рентабельными, ответа пока не поступило. “Есть только обратные примеры. В частности, этот злосчастный завод биоэтанола, от которого они всячески открещиваются. Говорят: “Это не мы”. Но его же финансировал Банк развития Казахстана, подразделение фонда! Сколько было по этому вопросу шума, пиара и так далее! Сегодня же это предприятие сдохло. И таких примеров можно привести немало”, - считает Джалмагамбетова.
Не смогли представители фонда предоставить и информацию о том, сколько из более чем 500 основных и дочерних предприятий рентабельны, сколько убыточны, пообещав ответить на эти вопросы позже.
Депутат считает, что положения внесенного на рассмотрение сенаторов закона “идут вразрез с корпоративным управлением, внедряемым фондом”. “Зачем нужно это корпоративное управление? Его первые итоги мы увидели наяву, они привели к Жанаозенским событиям”, - возмутилась сенатор.
В свою очередь, депутат Гани Касымов отметил, что фонд подменяет функции министерств, занимаясь наряду с МИНТом индустриально-инновационным развитием и выполняя “все функции правительства”. “Сколько фонд будет пополняться еще из госбюджета, когда вы будете сами себя оправдывать?” - задался он вопросом. “Вы подмяли под себя все, что можно было, действующее, рентабельное, а новое ничего не создаете”, - отметил он, высказав предложение ввести норму о том, чтобы любые контракты свыше 50 миллионов долларов ратифицировались сенатом.
Однако, несмотря на прямую критику депутатов, документ без каких-либо поправок все-таки был одобрен палатой и направлен на подпись главе государства.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение