|
Ботагоз Омар
сенаторы подвергли критике деятельность Фонда национального благосостояния
Вместо того, чтобы реанимировать убыточные предприятия, Фондом национального благосостояния “Самрук-Казына” достигнут обратный эффект - по закрытию ранее действующих. Так считают депутаты сената, которые на днях раскритиковали деятельность фонда и закон, поступивший на их рассмотрение. Но, как ни парадоксально, большинством голосов закон все-таки одобрили и направили на подпись главе государства
Закон “О Фонде национального благосостояния”, внесенный Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), стал основным предметом критики сенаторов. Главной причиной внесения изменений в действующее законодательство, по мнению вице-министра МЭРТ Марата Кусаинова, стало “переосмысление отношений между группой фонда и государством”.
Во-первых, разработчик документа объяснил это тем, что в период с 2012 по 2015 год будет проводиться народное IPO, что приведет к тому, что в составе акционеров компании фонда будут уже частные лица. “Естественно, тон будут задавать вопросы, почему деятельность фонда связана с большим упором на реализацию задач, которые ставит перед нами правительство. Исходя из этого было принято решение придать гибкость работе фонда”, - пояснил Кусаинов.
В качестве второй причины внесения коррективов в законодательство обозначено усиление конкуренции национальных компаний в связи с вступлением в Таможенный союз.
Как сообщил заместитель председателя правления фонда Куандык Бишимбаев, в среднем процедуры принятия решения ФНБ занимают около шести месяцев. Для внедрения на практике любого решения фонда необходимо три раза пройти согласование одних и тех же государственных органов - в рамках государственной комиссии, затем - правительства и совета директоров, председателем правления которого является премьер-министр страны Карим Масимов, а членами правления - те же министры, которые ранее в рамках двух предыдущих звеньев уже утверждали это решение.
“В контексте создания Единого экономического пространства и вступления в Таможенный союз сейчас предприятия-монополисты в сфере железнодорожного транспорта, телекоммуникаций, почтовых услуг могут работать на территории Казахстана, и если у нас будет продолжаться такая же процедура принятия решений, по шесть-семь месяцев, мы просто никуда не успеем”, - отметил Бишимбаев.
То есть если прежде деятельность фонда управлялась в ручном режиме, то теперь законопроектом предусматривается введение корпоративного управления. Сенатор Ерлан Нигматулин убежден, что такая система менее эффективна и менее оперативна, чем ручное управление. А если учесть, что в период мирового кризиса приоритетными задачами фонда было участие в стабилизационных программах и что эксперты предрекают вторую волну кризиса, то он высказал мнение, что принятие представленного вниманию сенаторов законопроекта преждевременно.
“Кроме того, 19-я, 21-я и 22-я статьи законопроекта позволяют фонду производить закупки товаров, работ и услуг и осуществлять сделки между организациями, входящими в группу фонда, вне казахстанских законов”, - подчеркнул депутат. “В то же время никаких правил закупок или сделок законопроект не предусматривает”, - добавил он.
 |
Марат Кусаинов выступает за гибкость |
Депутат Куаныш Айтаханов в своем выступлении подчеркнул, что фонд управляет 50 процентами экономики нашей страны, ему доверены ведущие активы. В то же время новый законопроект дает возможность фонду самому определять свои задачи и функции. “В случае принятия законопроекта возрастет риск коррупционных преступлений”, - поделился он своим мнением.
Депутат Светлана Джалмагамбетова поддержала своих коллег. По ее мнению, Закон о деятельности ФНБ, принятый в 2009 году, вполне позволяет фонду выполнять все цели и задачи. “Новый закон, вводя ряд положений, предлагает вывести ФНБ “Самрук-Казына” полностью из-под контроля государства”, - отметила она.
В то же время она убеждена, что за четыре года своей работы фонд не показал, что созрел для самостоятельной, независимой работы, чтобы выйти из-под контроля государства.
Сенатор напомнила, что “Самрук-Казына” в своей деятельности опирается на опыт Timosek в Сингапуре. Но сингапурский “прообраз” нашего ФНБ работает с тонущими компаниями для их выведения на уровень рентабельных. Во-вторых, он занимается взращиванием и развитием новых видов бизнеса и целых отраслей экономики, кластеров. А в-третьих, выступает первопроходцем в тех направлениях, куда временно не идут частные компании по причине коммерческих рисков или отсутствия необходимых финансовых средств. И в то же время Timosek курирует не правительство в целом, а Минфин, который не предоставляет компании никаких льгот, преференций, субсидий и других мер поддержки.
На вопрос депутата о том, какие убыточные предприятия фонд сделал рентабельными, ответа пока не поступило. “Есть только обратные примеры. В частности, этот злосчастный завод биоэтанола, от которого они всячески открещиваются. Говорят: “Это не мы”. Но его же финансировал Банк развития Казахстана, подразделение фонда! Сколько было по этому вопросу шума, пиара и так далее! Сегодня же это предприятие сдохло. И таких примеров можно привести немало”, - считает Джалмагамбетова.
Не смогли представители фонда предоставить и информацию о том, сколько из более чем 500 основных и дочерних предприятий рентабельны, сколько убыточны, пообещав ответить на эти вопросы позже.
Депутат считает, что положения внесенного на рассмотрение сенаторов закона “идут вразрез с корпоративным управлением, внедряемым фондом”. “Зачем нужно это корпоративное управление? Его первые итоги мы увидели наяву, они привели к Жанаозенским событиям”, - возмутилась сенатор.
В свою очередь, депутат Гани Касымов отметил, что фонд подменяет функции министерств, занимаясь наряду с МИНТом индустриально-инновационным развитием и выполняя “все функции правительства”. “Сколько фонд будет пополняться еще из госбюджета, когда вы будете сами себя оправдывать?” - задался он вопросом. “Вы подмяли под себя все, что можно было, действующее, рентабельное, а новое ничего не создаете”, - отметил он, высказав предложение ввести норму о том, чтобы любые контракты свыше 50 миллионов долларов ратифицировались сенатом.
Однако, несмотря на прямую критику депутатов, документ без каких-либо поправок все-таки был одобрен палатой и направлен на подпись главе государства.
Астана |