ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Людям, делающим нашу страну лучше и стабильнее, - надо помогать! События

Партия “Ак жол” известна в Казахстане как сила, объединяющая в своих рядах представителей малого и среднего бизнеса, и как партия, продвигающая интересы этой категории населения. О проблемах, которые сегодня стоят перед МСБ, о планах партии по их разрешению и о перспективах роста бизнес-сообщества страны рассказала кандидат в мажилис парламента РК от партии “Ак жол”, председатель Союза женщин - предпринимателей Казахстана Меруерт Казбекова

- Вы - представитель бизнеса. Как Вы, как человек дела, оцениваете кадровый состав нашего правительства? Насколько отечественные чиновники отвечают требованиям нужд населения?
- К сожалению, необходимо признать, что сегодня очень часто на уровне принятия решений находятся люди, которые, имея хорошее отечественное и даже зарубежное образование, не всегда имеют представление о жизни вне Астаны. Если сравнить Астану и ближайший к ней райцентр, то это, как небо и земля: страна вроде одна, а уровень жизни отличается разительно. А ведь задача государственных управленцев принимать программы, рассчитанные не только на уровень жизни столицы, но и поселков. Но порой у нас принимаются программы, которые в итоге оказываются лишь имитацией бурной деятельности, но на практике не находят применения.
Я считаю, что советская система подбора кадров была очень хорошей. Никогда человек не мог бы стать, выражаясь современным языком, топ-менеджером, не пройдя путь от простого рабочего, председателя колхоза и так далее, то есть не пройдя всю социально-управленческую лестницу снизу доверху. В итоге на высокие должности приходили кадры, имеющие огромный опыт: они знали не только теорию управления, но и видели жизнь на практике. Даже наука не развивается сама по себе - она состыковывается с жизнью, с ее потребностями. При существовании же управления самого по себе, а реальной жизни - самой по себе получается неразбериха.
- То есть Вы против того, чтобы к процессу управления государством привлекать молодежь?
- Напротив, я только за. Другой вопрос, что молодой человек должен начать свой путь наверх с малых вершин. Допустим, возвращаются наши ребята из-за границы после “Болашака” - давайте направлять их в районные центры. Если они сумеют там на практике применить свои знания, которые будут способствовать прорыву этого района, потом можно поднимать их до уровня города, области. И только после этого их можно привлекать к республиканскому уровню. Тогда они будут понимать, о чем идет речь в той или иной программе, как она отразится на состоянии той или иной сферы в отдельных областях.
alt
- Очень похоже на советскую практику: отучился - езжай отрабатывать, куда родина пошлет.

- Очень хорошая практика. И в программе нашей партии есть пункт, согласно которому такой принцип будет возвращен в нашу жизнь.
Сегодня казахстанские выпускники, покидая стены учебных заведений, остаются один на один со своими дипломами - они просто не знают, куда им идти. Мы видим, что современная образованная молодежь никому не нужна. А ведь государство тратит огромные деньги на их образование: грантовая система, бесплатное образование в государственное профессионально-техническое образование.
По нашему мнению, главная проблема в отсутствии корреляции между кадровой потребностью экономики и подготовкой кадров.
По идее, работодатель должен давать государству заявку: в течение ближайших 10 лет он сможет принять, например, 10 электриков. И государство, ориентируясь на запросы рынка, уже должно определять, какой размер образовательных грантов должно быть по данному направлению. Но такого на практике, к сожалению, нет.
У нас в стране для малого и среднего бизнеса практически не готовят квалифицированных кадров.
У нас в стране тысячи экономистов и юристов, но не хватает сантехников. В итоге люди с дипломом высшего образования идут работать на те же стройки, водителями такси или официантами. Но ведь многие из них получили свои дипломы за счет государственных грантов. Получается, что государство потратило деньги на то, что самому государству в настоящее время не нужно и, соответственно, не вернется отдачей в должном объеме.
Сегодня стройкомпании буквально охотятся на крановщиков, предлагая им огромные заработные платы и вставая в очередь за их услугами, а молодежь продолжает идти учиться на менеджеров.
С нашей точки зрения, если бы государство или тот же бизнес, давший заказ на подготовку строителей или юристов, взяли бы на себя обязанность трудоустраивать выпускников, а последних заставлять отрабатывать на назначенных должностях хотя бы два-три года, тогда бы ситуация могла в корне измениться. Государство, зная о своей обязанности трудоустройства, более тщательно подходило бы к распределению грантов на обучение, и бизнес смог бы вылечить кадровый голод квалифицированными специалистами. Тогда бы мы не вкладывали деньги в образование по принципу лишь бы потратить, а направляли образовательный поток в нужное для экономики страны русло.
Безусловно, если человек жаждет стать юристом во что бы то ни стало, но нет государственного гранта на это направление, пожалуйста, пусть платит деньги и учится. Но в этом случае государство не может дать гарантии, что этот выпускник будет трудоустроен, - ведь государству в этот год нужны будут не юристы, а электрики.
- Сейчас много говорится о необходимости увязки потребностей рынка с научными изысканиями.
- Да, в развитых, да и во многих успешных развивающихся странах развитие науки происходит в прямой связке с бизнесом. Вокруг университетов созданы технопарки (у нас они тоже есть), в которых и готовятся бизнес-идеи. Там работают ученые. Но они не бизнесмены, они могут лишь придумать, но не реализовать. Придумать и реализовывать - это разные вещи. И ученый продает свою идею бизнесу, который ее и реализует.
- В Казахстане тоже не раз заявлялось, что такая связь будет налажена.
- Да, но, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда. У нас были и технопарки, и инкубаторы. У нас все это было. Но во что превратилось?
Сегодняшние технопарки и бизнес-инкубаторы за рубежом - это обустроенные помещения с посаженными вокруг елочками. Я не говорю, что это специально построенные здания. В ряде стран под технопарки переоборудуют старые заводы, заброшенные фабрики. Но там создаются комфортные условия и для начинающих бизнесменов. У нас же большинство технопарков или в полуразрушенном состоянии (взять, к примеру, территорию технопарка в Астане), или вообще сняты с государственного баланса и перешли в частные руки. А частнику чаще всего важнее получение прибыли, чем убыточная сдача в аренду начинающему бизнесу.
- Вы считаете, что это ошибка государства?
- Не только. К сожалению, образовавшиеся провалы случились в том числе и потому, что опять-таки нет взаимосвязи между потребностями бизнеса и возможностями того же государства.
Ярким примером может служить работа управлений по развитию предпринимательства во всех в областях страны. Конечно, создание таких управлений - суперидея. Но проблема в том, что эти управления занимаются фактически перекладыванием бумажек из одной корзины в другую: ни одно управление не возглавляется человеком, который хотя бы один день занимался бизнесом и знает, что сегодня этому бизнесу нужно.
У нас сложилась сегодня практика, что руководитель - это просто профессия. И порой руководят люди, весьма далекие от того, чем они руководят. Я веду речь о среднем звене исполнительной власти. Среднее звено - лицо всей системы. Вот и в управлениях развития предпринимательства сидят чаще всего “прожженные” чиновники, никогда не работавшие в успешном бизнесе. А ведь когда менеджер знает особенности сферы, которой руководит, умеет говорить с людьми на их языке, тогда и руководить легче.
Взять, допустим, журналистику: если на должность главного редактора газеты придет, предположим, нефтяник, что станет с этой газетой? Сможете вы понять друг друга?
Так и здесь. Многие предприниматели в регионах, с которыми я говорила, заявляют, что не ходят в это управление, потому что разговаривать там просто не с кем.
- А чем, собственно, должны заниматься эти управления?
- Как следует из названия - развивать бизнес, малый и средний. Они должны стимулировать бизнес к развитию бизнес-идей, внедрению инноваций, максимально помогать. И именно они должны состыковывать все учебные заведения и бизнес.
Но, к сожалению, это все только декларируется, но на деле все слишком далеко от идеала.
Я сама занималась бизнесом - и довольно успешно. И когда я стала заниматься общественной деятельностью, это было логично и понятно. В том числе когда я стала заниматься политической деятельностью (я с первых дней в партии) и руководила Акмолинским филиалом партии “Ак жол”, а до этого руководила Центром развития женского предпринимательства и Ассоциацией деловых женщин, то все это было логично и понятно. Люди, которые приходили ко мне, понимали меня, а я понимала их - мы говорили на одном языке.
И сегодня, руководя Союзом женщин-предпринимателей Казахстана, я приезжаю в регионы, обучаю женщин, мы понимаем друг друга.
Так и там должны сидеть люди, которые хотя бы имеют представление о том, чем они пытаются руководить.
- С другой стороны, если бизнес придет в те же управления, получится перекос в сторону лобби исключительно интересов бизнеса. Не получится ли ущерб государству?
- Я считаю, что сегодняшним своим бездействием они наносят ущерб больше государству. Государственные интересы данного управления - развитие бизнеса: создать условия, сделать какие-то программы, состыковать. В любом случае конечный результат будет выгоден и государству: увеличатся налоги, понизится безработица, будет выпускаться конкурентная продукция.
Поэтому я считаю, что в данных управлениях должен сидеть хотя бы один человек, которому доверяют предприниматели, который понимает, о чем идет речь.
- Но готовы ли предприниматели уйти из бизнеса, как Вы, в политику и общественную деятельность? Многие же просто не решаются.
- Вы знаете, есть достаточно много людей, которые уже поставили на ноги свой бизнес и хотят попробовать себя в другой стезе. Я - яркий тому пример. У меня успешный бизнес, я пробую себя уже 10 лет в политике, занимаюсь общественной деятельностью. Это мировой опыт, когда люди из бизнеса приходят в политику.
Сегодня, находясь в партии “Ак жол” с первых ее дней, вижу, как обновилась наша партия. Если в 2002 году партию в основном представляли государственники, интеллигенция, ученые, а представителей бизнеса было немного, то сейчас в партию влились “люди дела” - новая волна деловых людей, не деловаров, а деловых, которые за 20 лет создали свои маленькие государства - свои предприятия. Ведь каждое предприятие - это, по сути, маленькое государство со своими успехами, провалами, взлетами, горестями и радостями. Там тоже бывают кризисы и урожайные годы.
И я, находясь среди этих людей, узнавая их изнутри, горжусь ими, людьми, которые смогли создать этот мир, может быть, иногда вопреки чему-то. Это одержимые люди, которые могут вокруг себя сплотить многих других, люди очень позитивные, созидательные.
И сегодня, я думаю, пришло время именно этим людям быть сопричастными к строительству нашего государства.
- На что, по Вашему мнению, следует обратить более пристальное внимание после прихода вашей партии в парламент?
- Главное в парламенте - принятие законов, способствующих демократическому развитию страны.
А также на всех уровнях эффективное формирование и распределение бюджета. Это особенно важно на местном уровне, где, как мы все знаем, практически нет людей, независимых от акима. Потому, возможно, там и одобряется каждый год ремонт одной и той же улицы.
- То есть Вы сторонник местного самоуправления?
- Совершенно верно. Я считаю, что местное самоуправление - один из главных шагов развития гражданского общества. Когда не будут уповать и оглядываться на Астану, люди будут понимать, что от того, насколько эффективно они потратят деньги, зависит завтра их будущее.
Местное самоуправление - это и гражданская активность, и ответственность руководства районов, городов, областей. Это, безусловно, большой шаг вперед.
Но к нему надо готовиться. У нас уже принят соответствующий закон, но, к сожалению, еще не приняты механизмы его реализации. Потому что пока не будет однозначно ответственности за каждый шаг, в том числе и промах, эффекта не будет.
А для этого необходимо в первую очередь распределить, кто за что отвечает.
Формирование бюджетов, дотации... Каждая область должна быть заинтересована в формировании своего бюджета, максимально отойти от республиканских дотаций, особенно социальных сфер. Тогда региональные власти будут заинтересованы в развитии малого бизнеса, чтобы максимально увеличить собственные доходы.
Сейчас же аким абсолютно не заинтересован в развитии того же здравоохранения, образования: чтобы у него были хорошие врачи и педагоги, чтобы он их переманил из других регионов, дал хорошую квартиру.
Но, безусловно, полностью отказаться от дотаций невозможно - у нас есть регионы, зависящие от республиканского бюджета. Другой вопрос, что государство должно само регулировать максимальную отдачу на местах. 
alt
- Когда вы придете к власти, вы будете стремиться именно к такому?

- Обязательно. Я и начала говорить о том, что в нашей партии люди созидатели... У них другое видение, темперамент другой, ответственность другая. Для них сегодня главное - реализовать идею, сделать лучше, а не просто сделать, чтобы было.
Я не говорю, что в нашей партии только предприниматели. Но представляет бизнес как класс (во всех красках) именно наша партия. И наши люди не будут просто так тратить время, если не будет эффекта, у них есть другие идеи и другие дела. Для них очень дорого время. Просто так отсиживаться в парламенте они не станут, если не будут видеть эффекта от своей работы.
Поэтому я уверена в том, что с приходом нашей партии много изменится в плане повышения эффективности бюджетных расходов. Идей хороших много, программ хороших много. Но я всегда повторяю: говорить - не делать.
- Ваша партия - партия действия. Но есть понятие - экономика государства. Партия власти говорит о том, что в условиях грядущего кризиса она будет проводить контрцикличную политику, не повышать социальные выплаты, чтобы не рухнула экономика. Если будет кризис, как вы будете стремиться удержать государственную экономику на плаву?
- Я считаю, что кризис бывает в головах - из любой ситуации всегда есть выход. У нас есть Национальный фонд, который, как подушка (и он это уже продемонстрировал), сможет смягчить удар. Но в будущем необходимо менять само видение нашей экономики.
В первую очередь, как говорится в нашей предвыборной программе, необходимо вывести нашу экономику из той степени зависимости от сырья, в которой она находится сейчас. А для этого как раз и необходимо развивать малый и средний бизнес. Чтобы именно МСБ стал основным налоговым источником дохода для бюджета.
Вообще, я считаю, что многопартийный парламент будет способствовать выбору качественных решений в противостоянии кризису. Не просто соглашаться со всем, что предложит правительство, но и предлагать свои варианты выхода из ситуации.
Например, наша партия считает, что люди не должны всю жизнь надеяться на дотации от государства. По сути, помощь государства должна распространяться лишь на три категории граждан: инвалидов, детей и стариков. Когда здоровый человек получает по несколько лет пособие по безработице - это унизительно. Государство вместо того, чтобы отдавать свои деньги, лучше бы создало условия, чтобы этот человек мог заняться своим делом.
В любом случае, прошедший кризис 2007-2010 годов отрезвил Казахстан, людей. В том числе и от бесконечных кредитов. Пришло наконец понимание, что за это надо платить, что, как жареные пирожки, квартиры разбираться не могут, что надо быть уверенным в том, что завтра хватит сил за них расплатиться. Сегодня многие подходят к тем же кредитам совсем по-другому.
Безусловно, в 2007 году, в самом начале кризиса, государство приняло превентивные меры. По крайней мере, в отношении МСБ - были отменены все проверки. Была оказана и огромная поддержка банковской сфере. Банки получили значительную финансовую помощь, что помогло удержать на плаву всю систему.
Но получается так, что государство тогда банкам помогло, а они восприняли это как само собой разумеещеся. И не намерены, судя по всему, платить государству ответной монетой. Банки должны изменить свою политику.
Но, к сожалению, они так и не стали тем финансовым инструментом, который будет способствовать развитию бизнеса в стране.
Сегодня для развития МСБ не хватает финансов. Единственный работающий инструмент - это Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства. Но он направлен на поддержку бизнеса только на селе, да и размер кредитов там невелик.
- Что ваша партия может предложить для тех, кто только начинает свой бизнес?
- В нашей программе есть предложение освободить начинающий бизнес на три года от НДС, подоходного налога, от всех проверок. Дайте людям заработать! А у нас только человек начинает бизнес, как вокруг одного с сошкой - семеро с ложкой.
Да и проверки не должны постоянно заканчиваться штрафами. Если деятельность этого предприятия, этой частной компании не нанесла ущерба бюджету - оставьте вы ее в покое.
А у нас сегодня сложилась практика, что налоговая инспекция блокирует счета предприятий, если на счете “заблудилась” одна тенге. Парализуется полностью деятельность предприятий.
Но очень важно, чтобы люди, которые препятствуют ведению МСБ, закрывают счета и тому подобное, несли персональную ответственность. Пока у нас не будет персональной ответственности, у нас не будет порядка. Как в борьбе с коррупцией: попался зам у акима - аким отвечает своей головой.
- Ну, у нас много всего попадалось, и акимы не отвечали.
- По крайней мере, декларируется. Я не согласна, когда говорят, что у нас законы плохие. Законы у нас хорошие. И если бы они выполнялись хотя бы на 70 процентов, у нас тогда бы и был порядок. Взять, к примеру, Правила дорожного движения. Положение об обязательном использовании ремней безопасности было всегда, но взялись за контроль его исполнения лишь недавно. И сегодня уже не представляешь, как можно сесть в машину и не пристегнуться. Вот так же должно быть и с другими законами.
- Вы, как представитель бизнес-сообщества, наверняка не раз встречались с фактами коррупции. Как планируете бороться с ней?
- Коррупция есть везде, но степень терпимости общества разная. В обществе с низкой коррупционной составляющей работает система, она не позволяет людям быть такими, не проповедует престиж образа коррупционера. В Японии или Корее если государственного чиновника заподозрили в коррупции, ему лучше выброситься в окно, чтобы не позорить свою семью. Потому что общество это осуждает. А у нас сегодня терпимость общества такова, что нормальных людей считают ненормальными: на бизнесмена, работающего по правилам, или чиновника, чтущего букву закона, косятся: мол, воровать не умеет.
- У нас в обществе сложилось мнение, что отечественный бизнес развивается по принципу: схватить побольше и свернуться. И что в Казахстане практически нет бизнеса, предпочитающего “брать по капле”, но всю свою жизнь. Каково на этот счет Ваше мнение, как представителя бизнес-сообщества?
- Я не соглашусь с тем, что такого бизнеса у нас нет. Есть он в стране, и много. Но он в загнанном состоянии. Многочисленные кафе, которые сегодня открылись, из серии бизнеса на всю жизнь: как бы ни менялось общество, кушать хочется всегда.
Другое дело, что бизнес, честный бизнес (я говорю о сфере МСБ), это тяжелый каждодневный труд. И в основном женский труд: чтобы в кафе каждое утро были свежие булочки, надо встать в шесть утра, замесить тесто, испечь. И так каждый день.
Но именно эта сфера наиболее и подвержена коррупции, когда любой может прийти в поисках нарушений, фактически - за мздой. Этому бизнесу сложнее всего получить кредиты - мы уже говорили про это.
А ведь именно такой бизнес, который работает, как вы выразились, “по капельке”, - он и создает стабильность в обществе, в государстве. Ведь наличие магазинчиков, кафе, парикмахерских, булочных - это наша каждодневная жизнь, и наличие этих объектов создает комфорт нашей жизни. Но все эти магазины, кафе, булочные созданы руками нескольких человек, чаще всего это семейный бизнес. То есть именно эти люди и делают нашу страну лучше, стабильнее. А им мешают.
- Интересно было бы узнать мнение бизнеса об интеграционных процессах, которые сейчас происходят. Многие считают, что и Таможенный союз, и ЕЭП, и ВТО ставят под угрозу существование нашего бизнеса как такового: его продукция пока не может быть конкурентоспособной на общем рынке.
- Однозначно, к этому процессу надо было готовиться более длительно. Готовить бизнес, создавать ему условия, модернизировать экономику. Конечно, выпускаемая нами продукция не всегда соответствует стандартам. Да и технологическое оснащение у нас пока не на высоком уровне.
Это рынок, и выживут сильнейшие. Но те, кто выживет, станут сильнее, они внедрят новые технологии, стандарты. А увеличение рынка до 180 миллионов позволит и расширить производство. Но государство опять же должно защитить своих предпринимателей, тех, кто стремится стать конкурентоспособным.
- Что бы Вы с высоты своего опыта пожелали казахстанцам, которые только хотят начать свой бизнес?
- Если человек что-то хочет, у него это обязательно получится. Если у человека есть идея, нужно быть упорным, повышать свои знания, и тогда все получится. Но главное - трудиться.
К сожалению, мы стали обществом потребителей. Много потребляем и очень мало производим. Я думаю, что пришло время жить более рационально и больше времени и средств уделять развитию духовности.
Как говорится, ни один ветер тебе не будет попутным, если ты не знаешь, куда плыть. Если у человека есть цель, то, я думаю, человек преодолеет любые трудности, но придет к этой цели. Но главное, знание и трудолюбие - это самое важное. Любой человек может добиться успеха, имея эти два качества.
Беседовала Юлиана Жихорь, Астана
Материал оплачен из средств избирательного фонда ОО “ДПК “Ак жол”

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение